05-07-2023
Рейс 751 Scandinavian Airlines | |
MD-81 Dana Viking в аэропорту Дюссельдорфа 1 июня 1991 года, за полгода до катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
8:48 (UTC+1) |
Характер | |
Причина |
помпаж в результате попадания льда, повлёкший разрушение двигателей |
Место | |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Имя самолёта |
Dana Viking |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
SK 751 |
Бортовой номер |
OY-KHO |
Дата выпуска |
март 1991 года |
Пассажиры |
122 |
Экипаж |
7 |
Раненые |
92 |
Выживших |
129 (все) |
Авария рейса 751 Scandinavian Airlines, также известная как Готтрёрская авария (швед. Gottröraolyckan) или Крушение в Готтрёре (швед. Gottrörakraschen), произошла 27 декабря 1991 года. У вылетевшего из шведского аэропорта Стокгольм-Арланда авиалайнера MD-81 Dana Viking авиакомпании SAS всего через полторы минуты прекратили работать оба двигателя, в результате чего экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на опушку леса близ деревни Готтрёра[sv] в провинции Уппланд. При приземлении самолёт разбился, разломившись на три части, но никто из находившихся на его борту 129 человек при этом не погиб. В прессе данная авария также получила освещение под названием Чудо в Готтрёре (швед. Miraklet i Gottröra).
Содержание |
Утром 27 декабря Dana Viking должен был выполнять рейс SK 751 Стокгольм — Копенгаген — Варшава. На его борту находились 7 членов экипажа, во главе с 44-летним капитаном Стефаном Расмуссеном (дат. Stefan G. Rasmussen), датчанином по национальности, который находился в кабине вместе с 34-летним вторым пилотом Ульфом Седермарком (швед. Ulf Cedermark), шведом по национальности. В салоне находились также 122 пассажира, при этом Расмуссен намеренно по привычке оставил дверь из кабины в салон открытой. По просьбе капитана самолёт перед вылетом был обработан противообледенительной жидкостью. После этого Стефан Расмуссен осмотрел поверхности и попросил повторить процедуру, что и было выполнено в 8:30. В общей сложности при обработке самолёта было использовано 850 литров раствора[1].
В 8:47 MD-81, выполнявший рейс 751, взлетел с ВПП 08 аэропорта. Однако всего через 25 секунд после взлёта, когда самолёт находился на высоте около 350 м, все почувствовали сильные вибрации и толчки и услышали доносившиеся со стороны двигателя № 2 (правый) хлопки[1]. Поняв, что произошёл помпаж, Расмуссен уменьшил тягу данного двигателя. На 76-й секунде, когда лайнер находился на высоте около 900 м, остановился правый двигатель, а через несколько секунд и левый. Пилоты связались со стокгольмским аэропортом и доложили о происшествии на борту, после чего радиосвязь отключилась из-за нехватки электропитания. При попытке вновь запустить левый двигатель тот загорелся, поэтому на 91-й секунде была активирована система пожаротушения[1]. Известный гандболист Томас Свенссон из сборной Швеции летел одним из пассажиров данного рейса.
Я снял наушники. И понял, что скоро я умру.Оригинальный текст (швед.)Jag tog av mig hörlurarna. Och insåg att jag just skulle dö[2].
В салоне в это время находился Пер Холмберг (швед. Per Holmberg) — 46-летний пилот авиакомпании SAS, летевший в качестве пассажира. Увидев через открытую дверь, что у его коллег возникли проблемы, Холмберг прибежал в кабину и предложил свою помощь. По указанию капитана он включил вспомогательную силовую установку, чтобы подать питание на вспомогательное оборудование, а при прохождении высоты 420 метров помог выпустить закрылки. На высоте около 350 м закрылки были полностью выпущены. Поначалу пилоты рассчитывали вернуться обратно в Стокгольм, но, поняв, что для манёвра не хватит высоты, стали искать подходящее место для аварийной посадки. Расмуссен принял решение садиться на опушку леса. В 8:51:10 на скорости около 220 км/ч самолёт, срезав верхушки деревьев, совершил аварийную посадку. Фюзеляж разломился на 3 части, из баков начало вытекать топливо, однако пожара не возникло[1].
В результате падения самолёта 25 человек получили ранения, а общее число раненых составило 92 человека. Пилоты Расмуссен и Холмберг потеряли сознание, Холмберг получил перелом ключицы. Некоторые пассажиры простудились, поскольку перед полётом сняли верхнюю одежду. Никто из находившихся в самолёте 129 человек не погиб.
Почти через два года после аварии, 20 октября 1993 года Шведский совет по расследованию авиационных происшествий[sv] опубликовал доклад SHK C1993:57, в котором был указан вывод: Виновником аварии является SAS - компания авиаперевозчик (англ. The accident was caused by SAS)[1]. Комиссией было установлено, что в двигателях действительно начался помпаж, причиной которого стало попадание большого количества льда с обледеневших крыльев. Наземные службы не смогли определить наличие льда на крыльях из-за его высокой прозрачности.[1] У техников авиакомпании не было лестниц для осмотра крыла сверху. Самолёты такой модели имеют предрасположенность к образованию льда, в связи с чем компания McDonnell Douglas в 1985 году разослала операторам самолётов инструкцию об этом. Также 14 октября 1986 года она разослала операторам инструкцию о методике борьбы с прозрачным льдом, применявшуюся компанией Finnair. Однако SAS не приняла соответствующих мер[3].
Ещё одним значительным фактором аварии была признана система англ. Automatic Thrust Restoration (ATR), призванная исправлять ошибки американских пилотов, снижающих тягу двигателей при взлёте над жилыми кварталами. В некоторых случаях тяга снижалась настолько, что это приводило к сваливанию. Система была внедрена на самолётах компании McDonnell Douglas незадолго до аварии, и компания SAS не была уведомлена о её наличии.[1]. На 39-й секунде, когда пилот в ответ на помпаж снизил тягу двигателей, эта система снова восстановила её, о чём пилоты не знали.
Аэродромные службы не смогли очистить поверхность крыльев от прозрачного льда, так как не смогли его разглядеть. После взлёта большое количество льда попало в двигатели, где он повредил лопатки первой ступени компрессора. Падение давления в первой ступени привело к помпажу. Правильные действия экипажа, снизившего тягу двигателей, были отменены автоматической системой. В результате произошло разрушение, а потом и пожар двигателей[3].
Комиссия пришла к выводу, что пилоты действовали строго в соответствии с действующими инструкциями и поэтому невиновны. Действия пришедшего в кабину Холмберга были признаны нарушением, однако был сделан вывод о том, что он оказал положительное влияние на развитие ситуации[3].
Пресса называла Стефана Расмуссена героем, так как он спас 129 человек, но для него самого данное происшествие стало серьёзным психологическим ударом, из-за чего карьеру пилота ему пришлось оставить. Позже королева Дании Маргрете II наградила его рыцарским орденом Данеброг. Также ему был вручён ряд других наград, включая IFALPA Polaris Award и IAPA Outstanding Service Award. С 1994 по 1996 годы Стефан Расмуссен являлся депутатом фолькетинга.
В 1993 году король Швеции Карл XVI Густав наградил королевской медалью[sv] Пера Холмберга. Холмберг после выздоровления поначалу продолжил летать на самолётах MD-80, но в январе 1995 года уволился из авиации, после 33 лет стажа и в общей сложности 12 447 летных часов. Ульф Седермарк продолжил работать в SAS, а в 1997 году дослужился до капитана. В настоящее время летает на самолётах A320.
Авария была показана в канадском телесериале «Расследования авиакатастроф» в эпизоде «Коварный лёд» (3 эпизод 10 сезона).
← 1990 · Авиационные происшествия и инциденты 1991 года · 1992→ | |
---|---|
Рейс 585 United Airlines (3 марта) — Катастрофа в Навои (23 марта) — Рейс 8556 Аэрофлота (23 мая) — Рейс 2120 Nigeria Airways (11 июля) — Катастрофа в Финском заливе (26 сентября) — Рейс С-519 Аэрофлот-Югавиа (7 ноября) — Катастрофа Ми-8 в Нагорном Карабахе (20 ноября) — Катастрофа в Бугульме (26 ноября) — Рейс 751 Scandinavian Airlines (27 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Авария MD-81 в Готтрёре.