24-07-2023
Кипукамайок (кечуа khipu kamayuq, исп. quipucamayoc) — «чиновник, ведающий кипу» или «тот, кому поручено кипу», счетоводы инкской империи Тауантинсуйу, создавали и расшифровывали узлы в кипу. Европейскими колонизаторами их деятельность приравнивалась к нотариусам и счетоводам.
Содержание |
Известно о существовании в доинкском аймараговорящем царстве Кольа (конец XIV — начало XV века) при правителе (сапана) Хавильи активного использования кипу, которое для потребностей языка аймара приспособил некий Кипуилья[1].
Кипукамайоки были «мужчинами, пятидесяти—шестидесяти лет»[2], и были членами инкского общества, ведавшими кипу. Историки-инки использовали кипу, сообщая испанцам об истории Тауантинсуйу (делали ли они запись важных чисел или на самом деле содержали в себе саму историю — неизвестно). Членов правящего класса обычно обучали чтению по кипу, что составляло часть их образования, в неком подобии университета, ячай-васи (yacha-huasi) (буквально, «дом обучения»), начиная с третьего года обучения; обучались именно те, кто в конечном счете должен был занять свое место в бюрократическом аппарате Империи Инков.[3]
Историк Педро де Сьеса де Леон во второй части книги «Хроника Перу» сообщал, что:
обсудив эти дела между собой, а также другие, нам не совсем понятные, они определяли, был ли покойный король настолько счастливым, чтобы о нём осталась достойная всяких похвал слава, для чего, дабы своей храбростью и добрым правлением он заслужил вечную память у них, приказывали они созвать именитых кипукамайо[ков] [quiposcamayos], вот тогда заготавливался отчет, и умели они поведать о вещах, случившихся в королевстве, для того, чтобы сами они сообщали его другим, кто среди них избран как наилучший оратор и кто наиболее красноречив; а уж эти умеют отчитаться, соблюдая порядок, о каждом событии прошлого, как у нас рассказываются романсы и рождественские песнопения [villancicos]; и они ни чем другим не занимались, кроме как обучением и умением их [песни] составлять на своём языке, для того, чтобы они были всеми услышаны и во время празднования свадеб и других развлечений, [которые] у них специально для того устраиваются, ведь известно, о чём следует говорить о прошлых временах на подобных празднествах об умерших правителях; а если речь идёт о войне, соответственно, самым изысканным образом они рассказывали о множестве сражений, в том или ином месте королевства случившихся; и, следовательно, для каждого дела у них существовали должным образом упорядоченными их песни или романсы, которые, в нужное время исполнялись, дабы они воодушевляли людей, слушая их, и разумели случившееся в иные времена, оставаясь в полном невежестве.— Педро де Сьеса де Леон. "Хроника Перу", Часть вторая, Глава XI[4]
Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом»[4].
Испанский чиновник Гарси Диес де Сан-Мигель в своём «Докладе» (1567) наиболее подробно исследовал систему податей и миты в провинции Чукуито (возле озера Титикака) и привёл сведение о наличии должности главного кипукамайока: «Это самое кипу, как сказал вышеназванный дон Мартин Куси (и Лопе Мартин Нинара [Lope Martín Ninara], главный кипукамайо[к] [quipocamayo]), и есть из упомянутого общины Луринсайя обо всей провинции, а он [кипукамайок] является особой, ведущей учёт и вычисления [tiene cuenta y razón], в качестве соответствующего счетовода общины, они заявили, и их заявление было сопоставлено в каждой записи [partida por partida] с заявлением, сделанным доном Мартином Кари, главным касиком общины Анансайя [Anansaya], при помощи его вышеназванного кипу»[5].
В «Сообщении кипукамайоков» (1542) упоминается о том, что государство (Инка) брало на себя полное обеспечение такой должности как кипукамайок: «этим [кипукамайокам] выделялась весьма полноценная доля из всего рода провизии на каждый месяц года, и им предоставлялись жены и слуги, и у них не должно было быть другого занятия, кроме как тщательно вести учёт с помощью своих кипу, и хорошенько их составляя соответственно правдивому сообщению»[6].
Система также использовалась, чтобы вести календарь. Согласно Гуамана Пома, кипукамайоки могли «прочитать» кипу закрытыми глазами. Существовало и другое название для кипукамайока — «кильякипок». Понятием «килья» инки обозначали «месячный год» своего календаря, а также называли свою богиню Луны[7].
Кипукамайоки были способны к выполнению как простых арифметических действий, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Сюда входило: отслеживание миты — разновидности обложения податью. Кипукамайоки также отслеживали тип выполняемой работы, составляли отчет об её экономическом результате, и заведовали переписью, подсчитывая всех жителей от младенцев до самых «старых слепых мужчин старше 80 лет».
Гарси Диес де Сан Мигель наиболее точно сообщил о том, лица каких возрастов были плательщиками подати:
Того касика и кипукамайо[ка] спросили о том, каких возрастов, и какие индейцы платили подать во времени Инги. Они сказали, что мужчины от тридцати до шестидесяти лет платили подать, а старики от названного возраста и выше ничего не платили, и что молодые люди от тридцати лет и ниже, а также мальчики [занимались тем, что] обслуживали переноску раковин моллюсков [caracoles], и перьев, и птиц, и собирали грибы, и носили дрова и солому, и другие вещи, как он им приказывал, и что все индейцы, содержавшиеся в заявлении вышеупомянутого дона Мартина Кари, те же самые, что и в его кипу, были индейцами-плательщиками подати от названных тридцати до шестидесяти лет […]— Гарси Диес де Сан-Мигель. «Доклад» (1567)[5]
Кристобаль де Молина приводит сведения о том, что кипукамайоки занимались учётом жертвоприношений различным бокам и вакам: «Вот так всем главным вакам во всех провинциях приносились эти жертвы; а затем и святым местам меньшего значения. Каждому месту приносилась в жертву доля, отведенная для него в Куско; для этого в Куско были Кипукамайу, или счетоводы, которые вели учёт каждой доли от жертвоприношения, и каковые должны были быть отправлены в каждую провинцию»[8].
Должность таких кипукамайоков называлась вилькакамайок: «Для этой службы у Инки были индейцы в Куско, являвшиеся жителями четырёх Суйу или провинций. Каждый ведал обо всех ваках, какими бы они не были маленькими, поскольку в провинции над каждой был [поставлен] Кипукамайок или Счетовод. Они назывались Вилькакамайок. Каждый [такой] индеец заботился о близлежащих пятистах лигах края, и у него имелся учёт всех вещей, которые были принесены в жертву каждой ваке, находящейся в пределах его области. Те, кому предстояло выступать из Куско, получали предназначенные им жертвоприношения от Вилька-камайоков, с указаниями о том, кому они должны доставить их. В главных местах каждой провинции также были индейцы с теми же обязанностями, кои вели учёт жертвоприношений; тем не менее, поскольку жертвоприношения возрастали или увеличивались, сообразно воле Инки, указания отсылались из Куско о том, что следовало сделать в каждом месте»[8]
Хуан Поло де Ондегардо (1572) сообщал о том, что учёт вёлся и по текущим необходимым товарам для инкского двора. Учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг, и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в ихних кипу, о рыбе приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг»[9].
Это заготовка статьи об Инках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Доколумбовы культуры | |
---|---|
Северная Америка | Доколумбовы культуры Северной Америки |
Центральная Америка | Аридоамерика — Вест-Индия — Истмо-Колумбия — Месоамерика (Языки Месоамерики — Ацтеки — Майя — Ольмеки — Другие культуры Месоамерики) |
Южная Америка | Амазонские культуры (Доколумбова Бразилия — Льянос-де-Мохос — Маражоара) — Андские культуры (Инки) — Патагонские культуры — Языки Южной Америки |
Культура и мифология | Касик — Кива — Месоамериканская игра в мяч — Пукара — Уака — Чанки — Чинампы |
См. также | Индейцы — Археология Американского континента — Геноцид индейцев — Живопись индейцев — Индейские языки — Керамика индейцев — Колумбов обмен — Конкиста — Культурные ареалы Америки — Индейская кухня — Палеоиндейцы — «Три сестры» |
Портал «Индейцы» |
Кипукамайок.