Диего де Оканья |
Diego de Ocaña |
Род деятельности: |
художник, историк, путешественник, монах
|
Дата рождения: |
1565 год(1565)
|
Место рождения: |
Окания
|
Дата смерти: |
17 ноября 1608(1608-11-17)
|
Место смерти: |
Мехико
|
Оканья, Диего де (исп. Diego de Ocaña) (ноябрь 1565, Окания, Испания — 17 ноября 1608, Мехико, Мексика) — испанский художник, историк, исследователь и путешественник. Монах Ордена Святого Херонимо, монастыря Девы Марии Гваделупской. Являлся первым путешественником по Перу, оставившего рисунки и портреты южноамериканских индейцев.
Биография
Семья
Сын Хуана де Уэрта (Juan de Huerta) и Марии де Сальседо (María de Salcedo).
Поступление в монашество
Совсем юным вступил в Орден Святого Херонимо, в Гваделупский монастырь. Дал обет 8 июня 1588 года, принятый монахом Приором монастыря Диего де Талавера. Ему было 29 или 30 лет, когда он отправился в Америку 3 января 1599 года. Путешествовал он вместе с жителем Астурии монахом Мартином де Посада (Martín de Posada).
Путешествия
Карибский бассейн
Побывал в Пуэрто-Рико (прибыл 24 марта), Картахене, Портобельо. Высадился в Панаме 1 мая, где находился до 3 августа. С собой у них были книги, одна из них — Historia de la Sagrada Imagen de Guadalupe, написанная монахом Габриэлем де Талавера. Из Панамы морем добрался до Пайты, в этом горде Мартин де Посада умер 11 сентября. Потом сушей до Кальяо и Лимы. Там снова морем путешествовал до Чили.
Южная Америка
Посетил Перу в 1599—1605 годах. Занимался евангелизацией населения; инициировал культ (это была основная задача путешествия) Девы Марии Гваделупской и собирал пожертвования в её честь; посещал монастыри и миссии. Объездил Южную Америку от Пайты (Перу) до острова Чилоэ (Чили), от Патагонии (Аргентина) до Парагвая, от Тукумана до Альтиплано в Боливии. Долгое время находился в Потоси, где произвел своей пьесой такое впечатление, что очевидец, королевский казначей дон Луис де Киньонес де Осорио (don Luis de Quiñones Osorio) подтвердил, что в Потоси произошло чудо (о чем, также сказано в 49 кодексе Чудес Архива Гваделупского монастыря: было спасено пять индейцев от неминуемой смерти в августе 1601 года) и он похвалил Оканью за то, что тот сильно повлиял на набожность местных жителей; потом в Чукисака (1601) он срисовал смуглую Деву Марию в Кафедральном Соборе города. Был в Ла-Пасе (1603), Арекипе и Куско (1603). Направляясь из Гуаманга в Лиму (1604), затем в Ика, был в Варочири. Описал жителей равнин у побережья и горцев в Андах. В 1605 году вернулся в Лиму, в котором написал свою рукопись.
Мексика
В начале 1605 года отправился в Мехико, где и умер 17 ноября 1608 года, согласно 17-ой страницы в рукописи H-14 Гваделупского монастырского архива, Касерес, Испания.
Произведения
Рукопись:
- Relación del viaje de Fray Diego de Ocaña por el Nuevo Mundo (1599—1605). S. XVII (principios). — 318 h.+3 h. en blanco (2+1)+10 h. de guarda (5+5). Содержит 22 рисунка, 5 карт; размер: 21x15 см.
Работа подана самим автором, как рассказ о путешествиях. Она содержит карты, нарисованные им самим, а также уникальные (хоть далеко и не совершенные) портреты индейцев, их одежды, и образы Девы Марии. Он один из трёх авторов хроник по истории Инков (кроме более поздних: Мартин де Муруа, и Гуаман Пома де Айяла), включивших в свою книгу рисунки и портреты местных индейцев. Основная линия повествования — мораль и религия. Построена книга в виде хроники. Рукопись оформлена в тетрадь в Мадриде неким Хинеста (Ginesta) в августе 1871 году. Манускрипт происходит из Монастыря Гваделупе, затем принадлежал Бартоломе Хосе Гальярдо (Bartolomé José Gallardo), в 1861 году принадлежал коллекции астурийца Фелипе де Сото Посада (Felipe de Soto Posada), после него его сыну Себастьяну де Сото, после его смерти в 1915 году они перешли к мадридцу Роке Пидаль (Roque Pidal), который продал их в 1935 году Университету в Овьедо. Как его рукописи попали в архив Гваделупского монастыря в Касересе — неизвестно. Фотокопии рукописей также хранятся в Университете в Овьедо.
Издана под таким названием:
- A través de la América del Sur (1608). — Madrid: Historia 16, 1987, 256 стр.
Написал также пьесу для театра, включенную в его рукопись:
- Comedia de Nuestra Señora de Guadalupe y sus milagros, 1601.
Существует в трех изданиях:
-
- La Virgen de la Hispanidad de Fray Carlos G. Villacampos, pp. 197–291, marzo a julio de 1934
- Un viaje fascinante por la América Hispana del Siglo XVI, de Fray Diego de Ocaña, ed. De Fray Arturo Alvarez, pp. 367–433,
- Comedia de Nuestra Señora de Guadalupe y sus milagros, ed. De Teresa Gisbert, pp. 23–115, Biblioteca Paceña, La Paz, Bolivia, 1957.
Литература
- Amalia Iniesta Cámara. Camino, Viaje y Escritura Colonial: un caso, Diego de Ocaña.
- Arturo Álvarez (Jer.): «Un viaje por el virreinato de Perú (1599—1604)», en Mundo Hispánico, núm. 186 (1963 sept.), pp. 43–47.
- Arturo Álvarez (Jer.): Diego de Ocaña: Un viaje fascinante por la América Hispana del siglo XVI. Madrid: Studium, 1969.
- Ramón Rodríguez Álvarez: Tesoros bibliográficos de Asturias. Oviedo: Cajastur, 1998, pp. 229–230.
- Edad de oro cantabrigense : actas del VII Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas del Siglo de Oro / coord. por Anthony J. Close, Sandra maría Fernández Vales, 2006, ISBN 84-8489-287-5 , pags. 413—418
Ссылки
- La leyenda y milagros de la virgen de Guadalupe en el teatro hispanoamericano de principios del XVII
- А. Скромницкий. Список историков и хронистов XVI—XVII веков по Южной Америке. Биографии. Библиография. Источники.
Инки |
Предыстория |
Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари |
Регионы |
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу |
Города |
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанаку | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай |
Правители |
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I |
Другие персоналии |
Руминьяви | Кура Окльо |
Соперники, соседи, завоевания |
Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча |
Войско, оружие |
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика |
Общество, семья, экономика |
Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта (Часки) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки |
Мифология и религия |
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури |
Язык, письменность |
Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса |
Символика |
Випала | Чакана |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные игры |
Разное (быт, личности, другое) |
Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу |