Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Щ-405

05-09-2023

Щ-405
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Кронштадт
Спуск на воду 16 декабря 1939
Выведен из состава флота 13 июня 1942
Современный статус затонула
Основные характеристики
Тип корабля средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X-бис
Скорость (надводная) 13,6 узлов
Скорость (подводная) 7,9 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 39 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 590 т
Водоизмещение подводное 705 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 58,8 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Силовая установка
дизельный двигатель 38К8, 800 л.с.
Вооружение
Артиллерия 2 x 45-мм орудия 21-К,
1000 выстрелов
Торпедно-
минное вооружение
носовые ТА: 4x533-мм,
кормовые ТА: 2x533-мм
боекомплект: 10 торпед
ПВО 2 пулемёта

«Щ-405» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, серии X-бис проекта Щ — «Щука».

Содержание

История корабля

Лодка была заложена 31 декабря 1938 года на заводе № 194 «им. Марти» в Ленинграде под строительным номером 510 и предназначалась для Северного флота. Спущена на воду 16 декабря 1939 года.

Служба

«Щ-405» вступила в строй 7 июня 1941 года в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. К началу Великой Отечественной войны подводная лодка не завершила программу испытаний, степень технической готовности корабля составляла 98%.

С 28 июня 1941 года «Щ-405» вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 июля «Щ-405» совершила переход в Таллин. В ночь на 21 июля в составе конвоя направилась в Триги и к вечеру заняла позицию в районе банки Штольпе. Днём 27 июля имела возможность торпедировать транспорт противника, но из-за ошибки торпедистов приняла в дифферентную систему около 2,5 тонн воды и пропустила момент залпа. С 1 августа находилась в районе мыса Брюстерорт. За время патрулирования неоднократно обнаруживала корабли и суда противника, но атаковать их по различным причинам не смогла и 8 августа была отозвана.

11 августа, при возвращении в базу, опасаясь обнаружения лодки противником, командир корабля капитан-лейтенант И. А. Сидоренко в нарушение правил отдал приказ о переходе из крейсерского в позиционное положение заполнением концевых цистерн главного балласта на ходу с работающими дизелями. В результате резкого ухода под воду на глубину 125 метров (при предельно допустимой в 90 м) командир, помощник командира старший лейтенант Е. С. Настин, старшины Е. Л. Черкасов и Г. Ф. Медведев были смыты с мостика и погибли, были залиты оба дизеля, часть элементов аккумуляторной батареи, раздавлена средняя цистерна главного балласта и спасательный буй. Когда лодке удалось всплыть, она была подвергнута бомбардировке и обстреляна из пулемётов немецким самолётом.

При повторном экстренном погружении лодка ушла на глубину 115 метров, не пополнив запасы сжатого воздуха, в результате чего для всплытия пришлось использовать воздух из запасных торпед и сбросить все боевые торпеды. После всплытия «Щ-405» двигалась на электромоторах, после разрядки аккумуляторной батареи около двух суток дрейфовала в море в районе мыса Тахкуна и утром 13 августа села на мель. Так как радиостанция вышла из строя, на берег вплавь были отправлены два матроса, и через сутки «Щ-405» была снята с камней тральщиком «БТЩ-207», отбуксировавшим её в Таллин.

Через трое суток ремонта лодка была подготовлена к выходу в море, но из-за гибели вновь назначенного командира капитана 3 ранга К. М. Волошина осталась в базе.

28 августа 1941 года «Щ-405» в составе отряда прикрытия совершила прорыв из Таллина в Кронштадт (на борту подводной лодки находился штаб и командование 2-й бригады подводных лодок Балтийского флота), 31 августа перешла в Ленинград и до 16 октября находилась на ремонте на заводе № 194. Всю зиму 1941/1942 годов лодка стояла в Ленинграде, экипаж занимался боевой подготовкой.

Гибель

В ночь на 8 июня 1942 года «Щ-405» перешла в Кронштадт и вечером 11 июня вышла в Финский залив по направлению к острову Лавенсари для дальнейшего следования в район Норчёпингской бухты.

С наступлением темноты 12 июня «Щ-405» двигалась в надводном положении, в ночь на 13 июня 1942 года прошла остров Сескар, но в Лавенсари не прибыла.

15 июня в 4 милях западнее Сескара сторожевые катера обнаружили в воде тела помощника командира «Щ-405» капитан-лейтенанта М. С. Бакутина и старшего рулевого В.В. Жулепникова, а спустя сутки у берега был найден труп командира лодки И.В. Грачёва (все похоронены на острове Сескар). Ни один из 39 членов экипажа спасён не был[1].
Поиск корабля с воздуха выявил наличие большого масляного пятна в 3 милях северо-западнее банки Нагаева, где немцы выставили минное заграждение.

Точное место и причина гибели «Щ-405» не установлены. Так как ни кригсмарине, ни финские ВМС не сообщали об уничтожении лодки своими кораблями или авиацией, основной версией остаётся подрыв на морской мине при движении в надводном положении в тёмное время суток.

Примечания

  1. Список членов экипажа Щ-405 на сайте deepstorm.ru

Ссылки

  • Великая Отечественная война — под водой
  • Штурм глубины: Энциклопедия отечественного подводного флота

Щ-405.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28