17-04-2023
Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу | |
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
|
Композитор | |
Длительность |
93 мин. |
Бюджет |
1,8 млн $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0057012 |
«До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb») — кинофильм Стэнли Кубрика, который был снят в разгар холодной войны (1964) как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени (и на человеческую глупость в целом).
Занимает третье место в списке лучших комедий по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика.
Содержание |
В основу сценария положен роман Питера Джорджа «Красная угроза», в котором нет ничего комического. Кубрик решил переосмыслить его как трагикомедию.
Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (в другом переводе Джек Потрошиллинг; роль исполнил Стерлинг Хэйден) на почве антикоммунистической паранойи, начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Он обосновывает свои действия якобы раскрытым им мифическим «коммунистическим заговором»: по убеждению генерала, проводимое с 1946 года фторирование воды было введено коммунистами с целью нарушения «чистоты жизненных соков» (в другом переводе «бесценных телесных жидкостей») добропорядочных американских граждан.
Генерал блокировал возможность отозвать самолёты и отказывается сообщить командованию код отзыва. Персоналу базы объявлено, что СССР и США обменялись ядерными ударами, и в силу вступает «план R» — чрезвычайный военный план, позволяющий высшему офицерскому составу отдавать приказы наносить удары возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой. Кроме того, Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники, чтобы вверенные ему войска не узнали о его афере.
Во время чрезвычайного совещания в Пентагоне президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс), генерал «Бак» Тёрджидсон (Джордж К. Скотт), постоянно жующий жевательную резинку, и другие высшие чины пытаются найти в этой ситуации оптимальный выход. Голоса тех, кто призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, примерно равны голосам тех, кто настаивает на том, что войны нужно избежать любым способом. Президент решает поддержать вторых.
Генерал Тёрджидсон, напротив, пытается убедить президента в необходимости использования «преимуществ» данной ситуации. По его мнению, в случае первого удара США уничтожат 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, в результате чего Америка добьётся окончательной победы в глобальном масштабе с «допустимыми» потерями в 10—20 млн человек. Он шокирован, услышав, что президент Маффли срочно вызывает советского посла Алексея де Садецкого (Питер Булл). Генерал борется с дипломатом, у них в руках миниатюрная фотокамера, законспирированная под спичечный коробок. Версия генерала — советский дипломат ведёт шпионскую деятельность в сверхсекретной Военной комнате в Пентагоне. Версия дипломата — его подставили и пытались подсунуть камеру. В фильме не показано, как было на самом деле. Генерал требует выставить дипломата, сорвав тем самым возможность мирного урегулирования. В конце фильма, зная о том, что вот-вот человечеству придет конец, советский посол все равно не может устоять перед соблазном тайно сфотографировать сверхсекретный американский объект, делает это на шпионскую фотокамеру, спрятанную в карманных часах.
Противодействие «ястребов» не мешает американскому президенту связаться по горячей линии с председателем Совета Министров СССР (посол СССР на ломаном русском называет его «Товарищ председатель») Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщить о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не в состоянии отозвать собственные самолёты, он предлагает своему советскому коллеге всю необходимую информацию, чтобы попросту сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к командованию ракетными войсками в Омске» и предлагает американскому президенту позвонить туда через омскую справочную.
Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Среди офицеров базы оказывается капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), который, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны, осознает весь ужас происходящего и безуспешно пытается выведать у Риппера код отзыва самолётов. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Риппер и Мандрейк, выслушивающий безумные поучения о ценности дистиллированной воды и «жизненных соках» организма, составляют последний эшелон обороны, расстреливая через окно свои же войска из пулемёта.
Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уин), чтобы тот разрешил ему сообщить код («POE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой». «Бэт» Гуано долго пытается противодействовать незаконному взлому автомата, считая частную собственность неприкосновенной, предупреждает помощника генерала о том, что ему придется судиться с компанией Кока-кола.
В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолёты. Несколько бомбардировщиков было сбито, самолет под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс) получает серьёзные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.
В этот момент советский посол Алексей Садецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня (о её существовании планировалось объявить на предстоящем партийном съезде), которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Присутствующий на совещании эксцентричный эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), немецкий учёный нацист после войны переселившийся в Америку, поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно. Кажется, что перспектива уничтожения всего человечества в результате ядерной войны очень даже интригует доктора.
Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной (вымышленной базы Лапута, название которой является ссылкой на летающий остров из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (реально существовавшей ракетной базы у города Борщёв Тернопольской обл.) его полёта, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой радостно улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва.
Тем временем в бункере доктор Стрейнджлав с энтузиазмом предлагает использовать грядущую гибель цивилизации с пользой для дела — спрятать «лучших представителей человеческой расы» (включая, естественно, всех присутствующих), в подземных убежищах, чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли. В силу ограниченности места в шахтах-убежищах число «избранных» Стрейнджлав ограничивает в 200 тыс. человек, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину». Довершает фашистско-евгеническую логику доктора предложение селективного отбора кандидатов на выживание: женщин следует отбирать по признаку молодости и привлекательности, а мужчин — умственных и физических возможностей, а также сообразно влиянию в политике и бизнесе.
При этом доктор никак не может справиться со своей правой рукой, которая то рефлекторно вскидывается в нацистском приветствии, то начинает его душить. Ещё сложнее с обращением к президенту: Стрейнджлав называет его то «Майн президент», то «Майн фюрер» (нем. Mein Führer). В самом конце фильма, перед сценами с многочисленными ядерными взрывами, Тёрджидсон, увлеченный картиной будущего, требует остановить русских от вторжения в шахты, посол Садецкий отходит, чтобы тайно сфотографировать сверхсекретный американский объект, а доктор Стрейнджлав неожиданно встаёт с инвалидной коляски, и сообразив, радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!».
Под лирическую мелодию времён Второй мировой войны «Мы встретимся с вами снова» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.
Columbia Pictures согласилась финансировать фильм при условии, что Питер Селлерс будет играть по крайней мере четыре главные роли. Это условие было обусловлено впечатлением студии, что большая часть успеха Лолиты, предыдущего фильма Кубрика, была основана на исполнительности Селлерса, чей персонаж предстаёт перед зрителями в различных образах. Селлерс также сыграл сразу три роли в фильме 1959 года Рёв мыши. Кубрик принял требование, принимая во внимание, что «такое грубое и гротескное положение является непременным условием для коммерческого успеха».
В итоге Селлерс играет только три из четырёх ролей, написанных для него. Он должен был сыграть майора авиации Дж. Т. «Кинг» Конга, командира бомбордировщика B-52 Stratofortress, но с самого начала Селлерс неохотно смотрел на эту роль. Он почувствовал, что его нагрузка будет слишком велика, и волновался, что не сможет должным образом изобразить техасский акцент персонажа. Кубрик попросил сценариста фильма Терри Саутерна, выросшего в Техасе, записать на кассету голос Конга с правильным акцентом. Прослушивание кассеты Саутерна помогло Селлерсу говорить с правильным акцентом, и тогда начались съёмки сцен в самолёте. Но совсем скоро Селлерс подвернул лодыжку и не смог работать в тесной кабине.
Ключевые персонажи фильма носят выразительные говорящие имена:
Фильмы Стэнли Кубрика | |
---|---|
Полнометражные | Страх и вожделение (1953) • Поцелуй убийцы (1955) • Убийство (1956) • Тропы славы (1957) • Спартак (1960) • Лолита (1962) • Доктор Стрейнджлав (1964) • Космическая одиссея 2001 года (1968) • Заводной апельсин (1971) • Барри Линдон (1975) • Сияние (1980) • Цельнометаллическая оболочка (1987) • С широко закрытыми глазами (1999) |
Короткометражные | День схватки (1951) • Летающий падре (1951) • Морские наездники (1953) |
Другие проекты | Одноглазые валеты (1961) • Искусственный разум (2001) |
См. также | Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (2001) • Быть Стэнли Кубриком (2005) • Ящики Стэнли Кубрика (2008) |
Доктор Стрейнджлав.