28-04-2023
Запоро́жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра за труднопроходимыми днепровскими порогами.
Содержание
|
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. (Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».)
Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества (то есть действующего в низовьях Днепра).
Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь. Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Этим объясняются подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть, собственно, на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.[4] Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления[5][6][7], поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.
По мнению историка Н. И. Ульянова, наиболее яркую печать наложила на казачество самая близкая к нему по времени, татарская эпоха степной истории:
Слово «чабан», например, означающее пастуха овец, заимствовано от татар. От них же заимствовано и слово «атаман», производное от «одаман», означающее начальника чабанов сводного стада. Сводное же стадо составляли десять соединенных стад, по тысяче овец в каждом. Такое стадо называлось «кхош». Казацкое «кош» — становище лагерь, сборное место, и «кошевой атаман» вышли из этого степного лексикона. Оттуда же «курень» и «куренный атаман». «Значение куреня, — по словам Рашидед-Дина, — таково: когда в поле кибитки во множестве стоят кругом в виде кольца, то называют это курень».— Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма[8]
Сведения о появлении казаков в низовьях Днепра датируются концом XV в. (а, возможно, это произошло и ранее см. Первые упоминания и происхождение).
Некоторые историки считают[уточнить], что произошедший в районе крепости Тягин в 1492 году бой запорожцев с турками был первым сражением зарождающейся Запорожской Сечи, её боевым крещением и началом существования многовекового уникального военизированного государственного образования.[источник не указан 109 дней]
Первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укрепленного казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По рассказу хрониста, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. К этому же периоду времени относит возникновение первой Сечи и исследователь В. А. Голобуцкий[9].
Существует точка зрения, что первая (достоверно известная) Запорожская Сечь была устроена ещё раньше, в 1552 году, волынским князем Дмитрием Байдой (Вишневецким) на собственные средства на небольшом днепровском острове Малая Хортица вблизи современного города Запорожье (Хортицкая Сечь).[10]
Это была небольшая деревянная крепость, построенная на собственные средства Д. И. Вишневецкого. Находилась она недалеко от пастбищ Крымского ханства (на р. Конские Воды /совр. р. Конка в Запорожской области/). Речь Посполитая не оказала никакой помощи Вишневецкому в строительстве крепости, а поведение Русского Царства было, напротив, другим — оно приняло Д. И. Вишневецкого на службу, платило ему жалование и передало ему в вотчину г. Белев. Князь «за все это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству».[11][12][13]
Хортицкая Сечь просуществовала до 1557 г.
После смерти Д. И. Вишневецкого о крепости позабыли, но идею об отражении набегов крымцев в низовьях Днепра казаки помнили. Вскоре эта идея возродилась — появились хорошо укрепленные военные лагеря казаков — Запорожские Сечи.
В настоящее время остров Малая Хортица носит имя Байды.
Имеет распространение и другое мнение о происхождении запорожских казаков, разделяемое И. М. Каманиным:
|
По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за днепровскими порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Как правило, Сечи располагались вблизи переправы через Днепр. Так легче было контролировать набеги крымцев на Правобережную Украину. Для грабежа Левобережной Украины крымцы пользовались Муравским шляхом.
Всего Запорожские Сечи существовали, сменяя одна другую, около двух с половиной веков. При этом, каждая из Сечей имела собственное наименование по месту своего расположения:
После разрушения по указу Екатерины II в 1775 г. последней Запорожской Сечи, на землях Оттоманской империи существовала ещё и:
До принятия части казаков в 1572 г. на службу польскому королю и появления таким образом новой разновидности казачества — реестровых казаков, днепровское казачество, объединившееся[9] к тому времени в централизованную военную организацию Войско Запорожское, уже именовалось "запорожским" по району своего проживания и расположения главного военного укрепления (и штаб-квартиры), называемого «сечь»[15].
Реестровые казаки не перестали именоваться запорожскими, поэтому, чтобы не путать с ними запорожских казаков, не состоящих на государственной службе у польского короля (позднее — у русского царя), последних стали называть низовыми или сечевыми, а самих реестровцев городовыми[16] казаками.
Низовые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом. Низовое казачество делилось на сечевых и зимовых казаков[17].
В строгом смысле, сечевыми именовались не все низовые казаки, а лишь те, кто проживал непосредственно в Коше на Запорожской Сечи, поскольку для допуска на Сечь (т.е., собственно, на Кош) существовал ряд условий, а также, сечевые казаки обладали рядом прав и привилегий, по сравнению с зимовыми.
Сечевые казаки назывались «лыцарством» (укр. лицарство, рус. рыцарство) или «товарыством» (укр. товариство, рус. товарищество). Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё и также входили в состав нереестрового войска Запорожского[17].
По версии Д. И. Яворницкого (Эварницкого[18], укр. Яворницький) приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий[19]:
Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в ее «подданстве»[22].
Вновь принятым казакам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер (укр. ): Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т. д.
Сечь состояла в основном из «малороссийских черкас» (впоследствии их стали называть малороссийскими казаками). Но кроме этого, туда приходили поляки, литвины, татары, турки, армяне и люди прочих национальностей[19].
Казаки Запорожской Сечи составляли Кош (товарищество, общину).
В войсковом отношении Запорожский Кош делился на 38 куреней[23][22] (XVIII век)[источник не указан 109 дней], представлявших собой самостоятельные военные подразделения казацкого войска. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков (обычно, в мирное время) до нескольких сотен (и более, − во время войны) казаков. Однако, наиболее подходящим сравнением казацкого куреня с организационно-штатной структурой современных вооруженных сил подходит понятие «батальон» (как последний и назывался в XX в. в составе ряда украинских национальных военных структур).
Слово курень имело и второе значение. Оно также означало у запорожцев жилое здание, в котором, собственно, и располагался в Сечи тот или иной курень-подразделение. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Иногда на тот или иной курень-подразделение приходилось несколько куреней-казарм.
Также, в военном отношении казацкое войско делилось на сотни. В разные периоды эти структуры – сотня и курень – имели равнозначное или даже перекрестно обратное, противоположное значение (состав сотни мог состоять от 55 до 700 казаков, куреня — 10–40 (70) козаков (на чайку, струг))]; курень также зачастую приравнивался к полку, а паланка – дивизии (бригаде); Кош (Сечь) — соответствовал войсковому соединению – армии (или даже корпусу), штабу Армии, а чаще всего — Ставке Верховного Главнокомандующего (Атамана) и Генеральному Штабу ВС.[источник не указан 109 дней]
Владения Запорожской Сечи охватывали понизье Днепра с Большой Хортицей, Малой Хортицей и др. островами между истоками рек Орель и Конка (последний левый приток Днепра). Границами владений на востоке была р. Кальмиус, на западе — р. Южный Буг [в районе нынешнего Первомайска, при слиянии рек Кодыма и Синюха — граничила с Королевством Польским (Речь Посполита) и Едисанской ордой Крымского ханства (Османская империя)].[уточнить]
В связи с увеличением численности населения на Запорожье и усложнением, в связи с этим, функций управления и суда, на территории владений Запорожской Сечи с середины XVII в. возникло деление на паланки (административно-территориальные округа).
Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября на Покров (храмовый праздник Сечи) и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого казака.
Куренную старши́ну выбирали сотни волости (зимовники, слободы, заступы, засеки, станицы), полковую – курени повиту (паланка), а кошовую – полки́ (паланки) округи; кроме всего прочего выборная (выбранная) иерархия утверждалась в вышестоящих инстанциях — к примеру, сотник (сотниковый полковник, в случае когда численность сотни доходила до 700 чел., см. ниже) избирался на казацкой сотенной раде и утверждался (с 1687 периодически назначался) Полковой Радой или Радой генеральной старшины (или Генеральной войсковой канцелярией) [в Новой Сечи (Подпольненская, Покровска, Краснокутовска) куренная старшина избиралась на куренных сборах (сходках), а паланковую старши́ну часто назначал Кош Запорожской Сечи (т. наз. наказная старши́на)].[источник не указан 109 дней]
Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул (укр. осавул), писарь и куренные атаманы. Это можно было условно назвать правительством Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.
Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
В январе 1663 года, после отречения от власти Юрия Хмельницкого, в противовес наказному гетману Якиму Самко, в Запорожской Сечи был провозглашен «кошевой гетман» — Иван Брюховецкий. Гетман Яким Самко говорил царскому посланнику Фёдору Лодыженскому, что виновником этого является епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий «и Брюховецкий по баламутству его называетца гетманом; а у них же в Запорогах от веку гетмана не бывало, а были атаманы, также как и на Дону…, а особного де кошевого гетмана в Запорогах николи не бывало, то же учинено вновь…»[24].
Список в хронологическом порядке:
Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались: убийство казаком казака, побои казака в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и «содомский грех», опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж (православного) населения. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.
За убийство казака применялась страшная смертная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее распространенной казнью у казаков было забивание у позорного столба камнями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.
Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков.
В Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после Брестской церковной унии 1596 года. Церкви, как социального института, в целом не было.
Лишь только в 1620 году православная церковь начала возрождаться, на территории современной Украины появилась православная иерархия. Это произошло благодаря дипломатическому таланту гетмана Петра Сагайдачного и поддержке народа[25].
К середине XVII столетия духовенство и церковь Сечи принадлежали киевскому митрополиту, через него признавалось верховенство вселенского иерусалимского патриарха. Важными чертами запорожской церкви были демократичность и автономность от высшей церковной иерархии.
Почитаемый запорожцами древнейший православный Межигорский Спасо-Преображенский монастырь подчинялся непосредственно патриарху, был независим от синода и киевского митрополита.
Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча и грабеж во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли «дымовые», то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.
Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».
Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведённые казаками на Сечь или привезённые своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.
На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.
Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Во время походов запорожцы разбивали табор, то есть, четырёхугольный или круглый ряд возов, которые устанавливались в несколько рядов и скреплялись цепями.
и т. п.[источник не указан 179 дней]
Клейнодами назывались у запорожских казаков войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, при которых происходили рады и которые употреблялись старшинами в соответствии с занимаемой должностью.
Впервые клейноды Войску Запорожскому были пожалованы в XVI веке польским королем Стефаном Баторием. К клейнодам относились булава, знамена, хоругви, бунчуки, печати, перначи и тростины. Все они были отделаны драгоценными камнями, золотой нитью и представляли значительную ценность.
Походы на суше предпринимались против поляков, татар, турок и русских (см. Сагайдачный, Пётр Кононович). Рейды по рекам и морям почти всегда велись против Крымского ханства и Османской империи. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен, который заканчивался выстрелом из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. В походах конница преобладала над пехотой.
По словам Е. П. Савельева[26]:
|
В 1618 г. состоялся поход на Москву во главе с польским королевичем Владиславом. Запорожцами предводительствовал кошевой атаман Петр Сагайдачный. Бельская летопись свидетельствует о начале этого похода, отмеченным взятием казаками небольшого города Ливны (ныне Орловская обл). Ливны был небольшой городок из «засечной» линии на пути крымцев при набегах на Россию по Муравскому шляху:
«…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал…»[27]
Такой же почерк имели и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках (см. Хортицкая Сечь). Лодки были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и сплавлялись к Чёрному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, занимались грабежом и с добычей возвращались на Сечь.
В 1635 году на Балтике была создана польская казацкая флотилия, состоявшая из 30 чаек. Личный состав флотилии был набран из запорожских козаков, под руководством полковника Войска Запорожского Константина Вовка.
Живя вблизи татар, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от их внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были бекеты, радуты, фигуры и могилы. Бекетами назывались конные разъезды казаков вдоль восточных и южных границ. Радуты — это помещения для сторожевых бекетов. Они ставились вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15-18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга. Наверху устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей фигуре и т. д. Дым от горящих бочек оповещал Сечь о нападении татар.
После подписания унии между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским (Люблинская уния, 1569 год) об образовании единого федеративного государства Речи Посполитой и, особенно, после подписания в 1596 году унии, объединяющей православную и католическую церкви в Речи Посполитой (Брестская уния), положение православного населения Великого Княжества Литовского кардинально изменилось из-за религиозных притеснений со стороны католиков (поляков). До подписания Унии литовцы, в основном язычники, терпимо, с уважением относились к православным. Ниже приведён фрагмент стихотворения украинского поэта XIX века Тараса Шевченко, описывающего настроения того времени:
Тарас Шевченко, Кобзарь, Ще як були ми козаками, А унії не чуть було, |
|
|
|
Низовое Войско Запорожское, вследствие его стихийной природы, не контролировалось центральной властью Речи Посполитой.
Его необузданный нрав и немалая военная сила привлекала многих политических авантюристов. В 1648 году казаки Никитинской Сечи поднимают восстание. Повод к восстанию привез казачий реестровый полковник Богдан Хмельницкий, который враждовал с чигиринским старостой шляхтичем Чаплинским (см. статью Богдан Хмельницкий). Кош выступил на стороне Хмельницкого. Выступление казаков поддержало православное население польской Украины. Первоначально казакам сопутствовал успех. После ряда внушительных побед над шляхтой в 1648 году (Жёлтых Водах, Корсунь, Пилявцы), восставшие заключают перемирие с польским королем Яном II Казимиром. Победный поход завершен 23 декабря 1648 года торжественным входом казаков в Киев.
Однако через год в 1651 году восставшие терпят ощутимое поражение от польской армии в Берестецкой битве. Богдан Хмельницкий ведёт переговоры с поляками, отчаянно торгуется. Население Украины не приемлет достигнутые договорённости. Ненависть к полякам так высока, что сопротивление всё растёт. Но силы не равны, прежние союзники крымцы и турки больше не поддерживают восставших. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 году была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставших территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (Левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (Правобережная Украина)- к Польше.
Эта статья входит в тематический блок |
Казачество |
---|
Казаки по регионам |
Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье · Енисей · Иркутск · Якутия · Забайкалье · Амур · Уссури · Камчатка · Персия |
История казачества |
Реестровое казачество · Кавказское линейное войско · Слободские казацкие полки · Поход за зипунами · Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Расказачивание · Казачий стан |
Казачьи чины |
Пластун · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · Войсковой старшина · Казачий генерал |
Организация казачества |
Атаман · Гетман · Кош · Круг · Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Совет украинского казачества · Станица · Зимовник |
Казачьи атрибуты |
Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка |
|
По словам Яворницкого, в период Великой Северной войны после перехода гетмана Мазепы на сторону Карла XII, на Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма. Царь Пётр Алексеевич написал в Сечь октября 30 дня 1708 года на имя кошевого атамана Константина Гордиенка грамоту, в которой увещевал запорожцев пребыть верным русскому престолу и православной вере за что обещал «умножить» к ним свою милость, которой они раньше того были лишены вследствие наветов на них со стороны коварного Мазепы, обвинявшего их в неверности русскому престолу.[29]
В то время, когда царь Пётр Алексеевич так хлопотал о привлечении к себе запорожского войска, в это же время и о том же самом хлопотал и гетман Мазепа. Он отправил в Сечь «знатную особу» с универсалом и с листом для всего запорожского низового войска. В универсале Мазепа извещал славных молодцов о том, что передался на сторону шведского короля с той целью, чтобы защищать Украйну от тирании московского царя, который не раз говорил Мазепе, что сделает всё, чтобы истребить войско запорожских козаков, это скопище, на его языке, «воров и негодяев»; гетман отлично знает, что москали, отступая перед шведским королем, сами завлекли его на Украйну, но его величество, шведский король, не имеет никакого дурного намерения относительно запорожского войска; запорожцы должны воспользоваться таким счастливейшим случаем, свергнуть с себя «иго московское» и сделаться навсегда народом свободным.[30]
Запорожцы не поддержали Петра по нескольким причинам, одной из главных была крепость Каменный Затон.
Русская крепость Каменный Затон (сейчас это Каменка-Днепровская Запорожской обл.) была выстроена на левом берегу Днепра в 1701 г., почти напротив Запорожской Сечи, которая располагалась рядом с современным Никополем. Рядом с Каменным затоном в разное время базировались пять Запорожских сечей (см. ниже Мемориальные места Сечи на Украине), которые контролировали «никитинскую» переправу.
Здесь турки и татары, переправляясь через «никитинскую переправу», совершали набеги на Речь Посполитую. Через Каменный затон проходил и важный торговый путь, Чумацкий шлях. Крепость сильно ограничивала свободу действия казаков, но позволяла отслеживать русским войскам набеги крымцев. В результате, контроль над переправой перешел к Каменному Затону, что вызвало у казаков раздражение к Москве, которое могло быть потушено лишь срытием Каменного Затона и самарских крепостей[31].
Ниже приведены выдержки из переписки заинтересованных сторон.
Крымский хан писал Порте:
|
Из донесения посла в Стамбуле П. А. Толстого:
|
Из письма запорожцев Мазепе:
|
Ни письмами, ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. Гетман Мазепа продолжал уговаривать казаков, объявляя, что «царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, и что московские войска разоряют Украйну пуще шведа»[31]. Кошевой атаман Гордиенко также призывал выступить против царя. «Кошевой вор пишет универсалы за Днепр в Чигирин, прелщая к Мазепиной стороне», — сообщает князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко «яд свой злой ещё продолжает, на другую сторону за Днепр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за Днепр переходили, что уже такая каналія тамо за Днепром купами збираетца и разбивает пасеки…»[31]
Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл. После таких донесений в царском лагере стало ясно, что кошевой Гордиенко хитрит и имеет злые в своем уме намерения.[32]. 27 марта (7 апреля) 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско-шведскому союзу против царя Петра I.
Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Пётр отдаёт распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей:
«…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре, а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и амуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон», при этом указывая Меншикову, что «…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками…»— ?[31]
.
На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне[31].
После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания»[33]. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осаждённым из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили.
11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена.
Игнат Галаган пристал к Яковлеву на пути его в Сечь и под присягой обещал тайными тропинками провести русских к запорожской столице. Так или иначе, но на него возлагались в этом отношении большие надежды, как на человека, знавшего все «войсковые секреты» и запорожские «звычаи». И точно, прибытие Игната Галагана к Сечи имело для запорожцев решающее значение. Игнат Галаган закричал козакам: «Кладите оружіе! Сдавайтесь, бо всѣмъ будетъ помилованіе!» Запорожцы сперва не поверили словам Галагана и продолжали по-прежнему отбиваться от русских, но Галаган поклялся перед ними в верности своих слов, и тогда казаки бросили оружие. Но то было не больше, как обман со стороны Игната Галагана. Русские устремились на безоружных запорожцев, и тут произошла страшная кровавая расправа, причем все курени и все строения в Сечи были сожжены.[34]
Из доклада царю об уничтожении Сечи (Чертомлыкской):
Живьем взято старшин и казаков с 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить.—
После схватки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим[35].
Из доклада кошевого атамана Степаненко гетману Скоропадскому[36]:
|
Для того, чтобы ослабить[37] впечатление, произведённое на украинский народ[37] истреблением сечевых казаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Пётр приказывал[38] хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, не бросивших своё оружие.
Царь Петр I вплоть до его смерти не разрешал восстанавливать Сечь, хотя такие попытки были. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709—1711 годы).
Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711—1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго
Только в 1733 г., когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775 г.
Они обязались оберегать границу от татар и за это получили прежние земли, которые поделили на 5 паланок (округов), каждую под начальством полковника и его старшины; всех переселившихся из Крыма запорожцев насчитывалось 7 268 человек. Впоследствии количество их достигло 13 тысяч;
Быт их значительно изменился: большинство уже были люди женатые; однако женатые не пользовались ни правом голоса на раде, ни правом избрания на должности и были обязаны уплачивать в сечевую казну «дымовое», то есть род налога с семьи; полноправные (холостые) запорожцы жили либо в Сечи, либо посёлками по паланкам (в зимовиках). Паланками управляли выборные полковники и старшина (есаул и писарь).
Запорожцы в мирное время занимались рыбным промыслом, охотой, скотоводством и торговлей, их паланки сильно застраивались, в них насчитывалось до 16 церквей[39].
В русско-турецкую войну 1768—1774 гг. 10 тыс. запорожцев были причислены к армии Румянцева. Казаки не только отличались в разведках и рейдах, но и сыграли важную роль в сражениях при Ларге и Кагуле. В январе 1771 г. Екатерина II наградила кошевого атамана Запорожского войска П. Калнишевского за заслуги золотой медалью, «осыпанною бриллиантами». Золотых медалей были удостоены ещё 16 человек из высших чинов Запорожского войска[40].
Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»:
Мы восхотѣли чрезъ сіе объявить во всей Нашей Имперіи къ общему извѣстію Нашимъ всѣмъ вѣрноподданнымъ, что Сѣчь Запорожская въ конецъ уже разрушена, со истребленіемъ на будущее время и самаго названія Запорожскихъ Козаковъ… сочли Мы себя нынѣ обязянными предъ Богомъ, предъ Имперіею Нашею и предъ самымъ вообще человѣчествомъ разрушить Сѣчу Запорожскую и имя Козаковъ, отъ оной заимствованное. Въ слѣдствіе того 4 Іюня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія… нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ, слѣдовательно же и Козаковъ сего имени…"— Данъ въ Москвѣ, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня,
а Государствованія Нашего четвертагонадесять лѣта.[41]
Причиной появления данного акта была совокупность нескольких событий. К концу XVIII века после многочисленных политических и военных побед Российской империи, у неё изменились приоритеты освоения отвоеванных у Турции земель. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход к Чёрному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, Крымское ханство, которое на протяжении нескольких веков терроризировало Украину и Россию, было аннексировано. Второй исторический враг казаков — католическая Речь Посполитая, была на грани разделов.
Таким образом, дальнейшая необходимость в охране южных границ казаками отпала. В то же время между казаками и центральным правительством, осваивающей земли Таврии, временами возникали конфликты. Екатерина II опасалась поддержки восстания Пугачева со стороны Запорожских казаков. Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров[42]. В этих условиях, Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено Григорием Потёмкиным.
5 июня 1775 года войска генерала Петра Текели разделились на пять подразделений и окружили Сечь артиллерией и пехотой. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой Петр Калнышевский получил два часа для размышления.
Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь. Однако, подавляющее число рядового казачества намеревалась вступить в борьбу с царскими войсками. Много усилий приложил кошевой Петр Калнышевский и глава сечевого духовенства Владимир Сокальский, чтобы убедить казаков покориться. Они объясняли свою позицию нежеланием проливать православную кровь. Из Сечи были конфискованы казна и архив. После этого артиллерия Текели сравняла пустую крепость. За выполнение бескровной операции, Текели был награждён орденом св. Александр Невского[43].
После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. Но трем казакам Екатерина не простила прежние обиды. Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри[44]. Калнышевский на Соловках прожил до 112-летнего возраста и даже после амнистии Александра I предпочел остаться там.
Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство, а затем на территорию Турции, где осели в дельте Дуная. Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775—1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию. На новом месте казаки конфликтовали с некрасовцами, а также участвовали в подавлении восстаний против Османской империи единоверных им православных народов Балкан (греки, болгары, сербы и т. д.).
Ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей
.При этом, все ещё сохранялась и внешняя военная угроза со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов, который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско верных Запорожцев» и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию Чепиге белое войсковое знамя, пожалованное императрицей Екатериной II[45], а также флаги и другие клейноды, которые были конфискованы при ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году[46].
Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско, участвовало в Русско-турецкой войне 1787—1792. По окончании войны, в знак благодарности от Екатерины II-й, им была выделена территория левобережной Кубани, которую они заселили в 1792-93 гг. Войско приняло активное участие в Кавказской войне и других войн империи.
В 1828-м году, задунайские казаки во главе с кошевым Йосипом (Осипом) Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I. Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828—1860)[47]. Оно, как и исторические морские походы Запорожцев, играло роль преимущественно береговой охраны Кавказского побережья, и особенно отличилось в Крымской войне. В 1860-м году войско расформировали и казаков переселили на Кубань. Последний кошевой Задунайской Сечи, наказной атаман Азовского казачьего войска, генерал-майор Осип Гладкий похоронен на исторической родине казаков в Александровске (ныне г. Запорожье).
В этом же, 1860 году Черноморское войско объединили с двумя левыми полками (Хопёрский и Кубанский) Кавказского линейного войска в Кубанское казачье войско, которое сохранилось по настоящие время.
Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану, относящееся к концу XVII века. (ниже приводится текст послания по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга)
Письмо султана:
|
Казаки ответили:
«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого хрена крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім»—
Возникновение казачества на южных границах бывшей Киевской Руси имеет много общего как на территории Великого Литовского, так и Московского княжеств. В целом «всё» очень похоже у запорожских и донских казаков, их жизненный устрой, цели, политика. Существовали между этими двумя группами связи, как и в каком виде они проявились, какие тому свидетельства?
Известно, что запорожские (около 17 тыс. чел. см. Сухопутные и морские походы запорожцев) и донские казаки поддерживали Самозванцев в Смутное время. Число донских казаков доходило до 10 тыс.человек, возглавляет их донской атаман Иван Мартынович Заруцкий (впоследствии посажен на кол)[48].
1622 г. Совместный поход запорожских и донских казаков в числе 700 человек на 25 судах под начальством запорожского атамана Шило к турецким берегам и овладение несколькими прибрежными населенными пунктами. Высланный из Константинополя отряд галерных судов нанес поражение казакам, захватив 18 судов и до 50 казаков.
1624 г. Совместный морской поход запорожцев и донских казаков на 150 чайках на Чёрное море и набег на побережье Турции и окрестности Босфора. Для противодействия набегу на Константинополь султаном было выслано к устью Босфора до 500 больших и малых судов и приказано протянуть через Золотой Рог железную цепь, сохранившуюся ещё с тех времен, когда греки запирали залив для предотвращения прохода судов киевских князей.
1625 г. Совместный поход запорожцев и донских казаков в числе 15000 человек на 300 чайках через Чёрное море на Трапезонд и Синоп. Встреченные турецким флотом в составе 43 галер под начальством капудан-паши Редшид-паши казаки после упорного боя были разбиты, потеряв 70 чаек.
1637 г. Запорожцы вместе с донцами участвовали в осаде Азова.[49]
1638 г. Совместный морской поход запорожских и донских казаков в составе 1700 человек на 153 чайках на Чёрное море. Высланный против казаков значительный турецкий флот под начальством капудан-паши Раджаба нанес казакам поражение[50].
1669 г. Всю зиму Степан Разин шлет гонцов к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и кошевому атаману войска Запорожского Ивану Сирко — подбивает товарищей для задуманного. Чуть позже отправляет он гонцов к опальному патриарху Никону. И Сирко, и Дорошенко, и Никон будут мучиться, раздумывать, тянуть время, но Разина не поддержат. Если бы поддержали — «лопнула бы Русь, как арбуз, и вывалилась наружу совсем иная русская история»[51].
1707—1709 гг. После разгрома восстаний Разина и Булавина на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев. Этим попытался воспользоваться украинский гетман И. С. Мазепа, перешедший на сторону шведов в Северной войне 1700—21. Пугая казаков расправой со стороны царского правительства, Мазепа призывал их поддержать его.[52]
1773-1775 гг. После восстания Пугачева, в котором участвовали запорожские казаки, правительство, боясь того, что восстание перекинется на Запорожье, приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь[49].
Известно, что в Сечи (на всех её территориях), был курень Динский (Донской), в котором собирались выходцы с Дона. Впоследствии курень переместился на Кубань, где сейчас есть станица Динская[53].
Режиссёр, писатель | Название | Год создания | Содержание |
---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
весьма далекая от повести Н. В. Гоголя. В главных ролях: Юл Бриннер — Тарас Бульба, Тони Кёртис — Андрий |
|
|
|
|
|
Дума про козака Голоту, Самійло Кішка, На горі жнеці |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
страны |
|
||||||||
Страны и регионы с присутствием славянского этноса |
|
||||||||
Исторические государства |
|
||||||||
Источники и проценты |
Исторические области расселения украинцев | ||
---|---|---|
|
Запорожская Сечь.