05-09-2023
Ра́совая тео́рия, расоло́гия[1], нау́чный раси́зм (англ. Scientific racism) — комплекс гипотез и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй, о существовании превосходства одних рас над другими. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам. Расовая теория является основой расовой дискриминации[2][3][4] и рассматривается в настоящее время как псевдонаучная.[3][4] Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом[5].
Как категория теории, научный расизм использует антропологию (особенно физическая антропология), антропометрию, краниологию и другие научные дисциплины для составления антропологических типологий, подтверждающих классификации человеческого населения для физического разделения человеческих рас на „высшие“ и „низшие“. Научный расизм был распространён в период неоимпериализма (с 1880-х по 1914), где использовался для оправдания белого европейского империализма, и достиг своего наибольшего подъёма с 1920-х по окончание Второй мировой войны, когда он был окончательно отвергнут. Начиная с последних лет XX века научный расизм критикуется как отжившее явление, которое используется для обоснования расистских взглядов, основанных на вере в якобы существование категорий и иерархий „высших“ и „низших“ человеческих рас.[6]
После окончания Второй мировой войны и Холокоста научный расизм как теория и деятельность был осуждён, в частности антирасистском заявлении ЮНЕСКО «Расовый вопрос (англ.)русск.» (1950): «Следует различать биологическую расу и миф о „расе“. Во всех случаях общественного применения „раса“ не столько биологическое явление, а социальный миф. Миф о „расе“ породил огромное число человеческого и общественного вреда. В последние годы он взял на себя тяжкий груз из человеческих жизней и неисчислимых страданий».[7]
Термин „научный расизм“ является бранным по отношению к современным теориям, вроде изложенной в 1994 году в книге «The Bell Curve», где исследовалось коренное различие в коэффициенте интеллекта и делался вывод о том, что генетика объяснила, по крайней мере, частичное различие в интеллекте между расами. Критики утверждали, что подобные работы основаны на расистском предположении не подкреплённом стоящими доказательствами. Такие издания как научный журнал Mankind Quarterly (англ.)русск., основанный как явно „расонастроенный“, обвинялся в научном расизме за публикации статей о спорных толкованиях антропогенеза, интеллекта, этнографии, археологии, мифологии и языка.[8] Бранный ярлык „научный расизм“ применяется к тем исследованиям, которые пытаются установить связь между, например, расой и интеллектом, и утверждают, что это продвигает идею о наличии „высших“ и „низших“ рас.[9]
Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.
Израильский историк и антиковед Бенджамин Исаак (англ.)русск. отмечает, что научный расизм своими корнями уходит в греко-римскую античность (англ.)русск..[10] Ранним примером может служить написанный в V веке до н. э. Гиппократом трактат«О воздухах, водах и местностях» о котором Псевдо-Аристотель писал что «Мысль о том, что чёрные люди трусы, а белые люди мужественные борцы, уже содержится в „О воздухах, водах и местностях“»[11] Также примером может служить древнеримский писатель, зодчий и инженер Витрувий (70-25 гг. до н.э.), который опираясь на расовые теории крупного греческого философа-стоика Посидония (135-51 до н. э.), говорил:[12]
...эти расы, ближайшие к южной половине оси, менее рослые, со смуглыми лицами, вьющимися волосами, чёрными глазами, и немногокровные из-за солнца. Скудность крови делает их робкими для сопротивлению мечу... С другой стороны мужчины родившиеся в странах с холодным климатом действительно готовы встретить разящее оружие с большой отвагой и без какой-либо боязливости.
На протяжении эпохи Просвещения (1650-е—1780-е гг.) в большой ходу были концепции моногенизма (англ.)русск. и полигенизма, хотя к окончательному виду они будут приведены лишь в XIX веке. Моногенизм утверждает, что все расы имеют единое происхождение, в то время, как полигенизм настаивает на том, что каждая из раз зародилась самостоятельно. До XVIII века слова „раса“ и „разновидность“ не были тождественными.[13]
Перым учёным, кто стал исследовать расы был Роберт Бойль (1627–1691). Бойль был сторонником моногенизма и считал, что прародителями всех рас являются Адам и Ева. Он изучал истории родителей, давших жизнь различным цветным альбиносам, и отсюда сделал вывод, что Адам и Ева были белыми людьми, которые затем породили расы различных цветов. Теории Роберта Гука и Исаака Ньютона о свойствах света и цвета были также задействованы Бойлем в построении полигенеза[13], поскольку он полагал, что различия основаны на «семенных впечатлениях» (англ. seminal impressions). Однако в сочинениях Бойля отмечается, что в его время для «европейских глаз» красота не измерялась так существенно в цвете, но в «стане, миловидных очертаниях тела и приятных черт лица».[14] Различные члены научного сообщества отвергли его теоретические построения, определив их как «тревожные» и «занятные».[15]
Иной точки зрения придерживался историк Анри де Буленвилье (1658–1722), разделивший Францию на две расы: 1) аристократическая „французская раса“ произошедшая от вторгшихся германских франков и 2) коренная галло-римлянская раса (пресловутое третье сословие). Франкская аристократия владычествовала над галлами по праву завоевателя (англ.)русск.. Однако стоит отметить, что во времена Беленвилье не как биологически неизменное состояние, а как современное (расовый) культурное явление. Его расистский расчёт французской истории не был целиком мифическим: несмотря на «опорные» жития святых и эпическую поэзию, вроде «Песни о Роланде», он стремился к научному утверждению, основывая свои расистские построения на существовании исторического и языкового различия германо- и франкоговорящих жителей Франции.
Вольтер (1694-1778) был полигенистом. Он находил смешным библейский моногенизм, считая, в «Письмах Амамеда» что:[16]
Как хороши берега Южного моря, и как мерзостны его обитатели! Это просто звери. Чем больше природа делает для нас, тем меньше мы делаем для нее. Здешние племена ничего не умеют. Когда глядишь на них, так и напрашивается вопрос – кто от кого произошел: они от обезьяны или обезьяны от них? Наши мудрецы учат, что человек – подобие божие! Хорошенькое, однако, подобие Предвечного: нос приплюснут, ума вовсе или почти никакого! Конечно, наступит пора, когда эти животные научатся возделывать землю, украсят ее зданиями и садами, постигнут движения светил, но на это нужно время.
Сравнение белых и чернокожих Вольтер делал на примере собак:
Негроидная раса это разновидность людей, отличающихся от нас также, как порода спаниелей от борзых. Слизистая облочка, или сеть, которую природа расположила между мышцами и кожей, у нас белая, а у них чёрная или медно-красная.
Шотландский адвокат Генри Хоум, лорд Камес (англ.)русск. (1696-1782) был полигенистом: он верил, что Бог сотворил различные расы на Земле в разных местах. В 1734 году в своей книге «Наброски истории человека» (англ. Sketches on the History of Man) Камес утверждал, что среда, климат или устройство общества не могут объяснить различия человеческих рас, поэтому они произошли от разных родов.[17]
В то же время Карл Линней усовершенствовал устоявшуюся таскономическую (англ.)русск. основу биноминальной номенклатуры флоры и фауны, и стал первопроходцем в в исследовании биологических признаков, определяющих расу человека. В «Системе природы» Линней предложил пять[18] „разновидностей“[19] человеческого рода. Каждая из них была описана как имеющая следующие физиономические характеристики «различаемые культурой и местом»:[20]
Имеют место разногласия по вопросу о том, что стало у Линнея основой для таксонов человека. С одной стороны самые непримиримые критики говорят, что классификация была не только этноцентричной, но и основанной на цвете кожи. С другой стороны указывается на то, что классификация проводилась Линнеем по географическому признаку, будучи картографической по своей основе, а не иерархической.[25] Палеонтолог Стивен Гулд указывает на то, что таксоны располагались «не в порядке ранжирования, столь излюбленного большинством европейцев в расистской традиции» и что распределение у Линнея находится под влиянием медицинской теории соков (англ.)русск., согласно которой темперамент человека находится в прямой зависимости от биологических жидкостей.[26][27] Антрополог Кеннет Кеннеди (англ.)русск. отмечает, что Линней конечно же считал, что его собственная культура самая лучшая, но его мотивы в классификации человеческих разновидностей не были расоцентричны.[28] Лондонское Линнеевское общество заявляло, что с точки зрения Линнея «превосходство европейцев заключается в „культуре“», поэтому именно „культура“ стала основой для его таксонов, а не раса. Таким образом они определяют взгляды Линнея как лишь „европоцентричные“, а также отмечают, что Линней никогда не выступал как расист и вообще не использовал слово „раса“, которое было введено в оборот позднее «его оппонентом Бюффоном»[29] Биолог Стэнли Райс выразил своё согласие с тем, что классификация Линнея не «подразумевает иерархии человечности или превосходства».[30], хотя современные критики Линнея считают, что его классификация была не лишена стереотипов и ошибочности из-за включения таких антропологических и не биологических особенностей, как обычаи и традиции.
Географ Джон Митчелл (1711–1768) занимаясь изучением климата и рас в 1744 году написал книгу «Очерки о причинах различия цветов людей в разных климатах» (англ. An Essay upon the Causes of the Different Colours of People in Different Climates), где утверждал, что первой расой на Земле были люди с коричневой и красной кожей. Он писал, что «промежуточный тёмно-жёлтый цвет обнаруженный среди азиатов и коренных краснокожих» был «первичным цветом всего человечества», и что другие расы произошли от основной сменяя поколения в различных климатических условиях.[31]
Философ Иммануил Кант (1724–1804) выступал за изучение самой внутренней сущности человека, но не за достижение выводов, сделанных о ней на основе внешних физических признаков и качеств.[32] В 1775 году Кант выпустил труд под названием «О различных человеческих расах» (нем. Über die verschiedenen Rassen der Menschen), где высказывал предположения о природных и целенаправленных причинах возникновения расовых, различий противопоставив механический закон и волю случая. Он выделил четыре основные расы: белые, чёрные, калмыки и индостанцы. Причина возникновения различий между расами объяснялась Кантом как изменения в окружающей среде и климате, например, воздуха и солнца. В то же время он уточнял, что изменения имеют закономерность и не проявляются не только внешне. Кант считал, что человеческие существа были изначально оснащены биологическими зачатками (нем. Keime) и природными задатками (нем. Anlagen), которые затем развились в зависимости от природных условий и служили определённой цели. После того как всё произошло, процесс стал необратимым. Таким образом раса не может погибнуть из-за климатических перемен. Кант отмечал: «Жёлтые индейцы обладают скудным талантом. Негры значительно ниже них, а самом низу находятся некоторые части америкианских народов».[33]
Хирург Джон Хантер (1728–1793) считал, что первоначально представители негроидной расы были белыми. Он полагал, что из-за палящего солнца они со временем загорели и стали чернокожими. Хантер также утверждал, что ожоги и волдыри скорее всего станут белыми на коже негра, что он считал доказательством в пользу своей точки зрения.[34]
Врач Чарльз Уайт (1728–1813) считал, расы являются различными звеньями великой цепи бытия и пытался научно доказать, что разные расы имеют различное друг от друга происхождение. Являясь сторонником полигенизма он полагал, что европеоиды и негроиды являются двумя различными разновидностями. В 1799 году в своей книге «Учёт постоянных изменений в человеке» (англ. Account of the Regular Gradation in Man) Уайт приводит эмпирические основания для своей идеи. Он отстаивал полигеническую теорию французского натуралиста Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона, включая его довод о том, что только подобные разновидности могут скрещиваться. Уайт указывал на гибриды видом лис, волков, шакалов, которые являясь отдельными группами могли смешиваться. Уайт считал каждую расу отдельной разновидностью, которая сотворена божественным путём для своего сосбственного географического региона.[17]
Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (1707–1788) и немецкий анатом и антрополог Иоганн Блуменбах (1752–1840) были сторонниками моногенизма (англ.)русск. и „теории вырождения (англ.)русск.“ в происхождении рас. Они оба считали, что Адам и Ева были представителями европеоидной расы, остальные расы возникли от вырождения в жёстких условиях суровой окружающей среды, к факторам которой они относили палящее солнце и плохую пищу. Они также считали, что „вырождение“ можно было бы прекратить, если бы был введён экологический контроль и тогда все вернутся в первоначальное состояние европеоидов.[35]
Они считали, что чёрная кожа у негроидов появилась из-за сильного тропического солнца, а холодный северный ветер способствовал появлению у эскимосов желтовато-коричневой кожи. Бюффон и Блюменбах полагали, что наличие у китайцев более светлой кожи по сравнению с другими азиатскими народами вызвано тем, что они жили в городах и были защищены от воздействия окружающей среды. Бюффон говорил, что пища и образ жизни способны направлять расы по пути вырождения и непохожести на первоначальную европеоидную.[35] А Блюмнбах выделял пять рас, которые имеют общее происхождение: европеоидная, монголоидная, эфиопская, американская и малайская (англ.)русск.. Он писал:
Я поставил на первое место европеоидную [расу], потому что она представляет собой самую красивую расу людей.[36]
Бюффон считал, что человечеству всего 6000 лет (с тех пор как жил Адам). Многие сторонники научного расизма в то время отмечали, что это было бы очень сложно для рас измениться так явно в генотипе и фенотипе за столь короткое время. Придерживаясь моногенетизма, Бюффон полагал, что цвет кожи изменится за одно поколение при смене условий климата и питания.[37]
Бенджамин Раш, один из отцов-основателей США и врач, предполагал, что чёрный цвет кожи является наследственным заболеванием, которое он называл «негроидизм» (англ. negroidism) и считал излечимым. Раш считал, что не белые люди в действительности были белыми, но виной их черноты стала незаразная форма проказы, которая покрыла кожу. Он сделал следующий вывод:
Белые не должны тиранить [чёрных], за их недуг они вдвойне заслуживают человеческого отношения. Тем не менее, по той же причине, белые не должны вступать в брак с ними, потому что это будет вести к заражению потомства этим „растройством“. [...] нужно попытаться вылечить эту болезнь.
Оригинальный текст (англ.)Whites should not tyrannize over [blacks], for their disease should entitle them to a double portion of humanity. However, by the same token, whites should not intermarry with them, for this would tend to infect posterity with the 'disorder'... attempts must be made to cure the disease.[38]
В европейской культуре второй половины XIX — первой половины XX веков расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих Ницше[39], а среди теоретиков следует упомянуть графа Жозефа Артюра де Гобино, Людвига Вольтмана, Жоржа Ваше де Лапужа, Хьюстона Стюарта Чемберлена. В своём радикальном варианте расовая теория оказывается своеобразной религией крови.
В Российской империи расовые теории развивали такие авторы, как Степан Ешевский, Николай Кареев, Валентин Мошков[40]. Известным расовым теоретиком Третьего рейха был Ганс Гюнтер.
В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены. Она послужила базой для проведения расовой политики, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас», в первую очередь евреев и цыган. После Второй мировой войны расовые теории потеряли статус научных.
В современной России главным популяризатором расовой теории нордицизма (под именем «расологии») является публицист Владимир Авдеев. Свой вклад в расовую теорию внес также политик и политолог Андрей Савельев, автор книги «Образ врага. Расология и политическая антропология» (2007 год). Труды Авдеева и Савельева подвергнуты жесточайшей научной критике рядом ученых (например, известным антропологом Шнирельманом[41]), которые называют эти труды расистскими.
Расизм | |
---|---|
История | Апартеид · Холокост · Расовая демократия · Антирасизм · Правозащитники |
Идеологии | Превосходство белых · Негритюд · Чёрный расизм · Социальный дарвинизм · Нацизм · Расовая теория · Кетуанан мелаю (англ.) |
Проявления | Институциональный расизм · Государственный расизм · Ненависть · Расовая сегрегация · Стереотип · Научный расизм · Рабство · Этноцид |
Насилие | Этническая чистка · Преступление на почве ненависти · Геноцид · Суд Линча |
Движения и организации | Ку-клукс-клан · Неонацизм · Бозкурт · Национальная партия (ЮАР) · Нация ислама · Чёрные пантеры |
Антирасизм | ЕКРН · Комитет по ликвидации расовой дискриминации · НАСПЦН · Антидиффамационная лига · Антифа · Движение за гражданские права · Программа по борьбе с дискриминацией (Хьюман райтс фёст) (англ.) · Правовой центр по бедности юга (англ.) · Сёрчлайт (англ.) |
Расизм по странам | Расизм в США · Расизм в России · Расизм в Израиле · Расизм в Латвии |
Научный расизм.