23-06-2023
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии. Похороны состоялись 27 января 1924 года.
В мае 1922 года В. И. Ленин тяжело заболел, но 2 октября вернулся к работе. Предположительно, болезнь Владимира Ильича была вызвана сильной перегруженностью и последствиями покушения 30 августа 1918 года. По крайней мере, на эти причины ссылается авторитетный исследователь этого вопроса хирург Лопухин Ю. М.[1] Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням. Главным лечащим врачом Ленина с декабря 1922 года и вплоть до его смерти в 1924 году был Отфрид Фёрстер. Последнее публичное выступление Ленина состоялось 20 ноября 1922 года на пленуме Моссовета. 12 декабря 1922 года Ленин в последний раз работал в Кремле. 16 декабря 1922 года состояние его здоровья вновь резко ухудшилось, а 15 мая 1923 года из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки. С 12 марта 1923 года ежедневно публиковались бюллетени о здоровье Ленина. В Москве последний раз Ленин был 18—19 октября 1923 года. В январе 1924 года в состоянии здоровья Ленина внезапно наступило резкое ухудшение; 21 января 1924 года он скончался.
По описанию американского историка Нины Тумаркин, партия впервые узнала о смерти Ленина на заседании XI съезда советов 21 января 1924 года. Из большевистских лидеров непосредственным свидетелем смерти был Бухарин.
Новость была сообщена делегатам председателем ВЦИК Калининым. В зале послышались испуганные возгласы, несколько человек заплакали. Члены президиума, в частности, Зиновьев и Каменев, «уронив головы на стол, плакали, как дети». В тот же день в стране объявлен траур, образована комиссия ЦК по организации похорон, большевистские лидеры срочно прибыли в Горки. 22 января Дзержинский написал распоряжение ОГПУ «не поддаваться панике», и сохранять «особую бдительность».
С 21 января в Горках началось паломничество крестьян, пришедших поклониться Ленину. Прибывший на Павелецкий вокзал траурный поезд был встречен огромной толпой. По оценке Нины Тумаркин, в период 23-26 января у гроба Ленина побывало до полумиллиона человек.
Скорбь, пробуждённая смертью Ленина, была, вероятно, отчасти вызвана другими обстоятельствами. Прощание с покойным в Москве и траурные церемонии в других городах, несомненно, являлись разновидностью катарсиса для людей, переживших трагическое десятилетие — войну, революцию, гражданскую смуту, голод и эпидемии. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжёлых испытаний минувших лет. Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стране. Культ Ленина, распространившийся по городам и весям России в 1924 г. имел целью увековечить народную скорбь о постигшей страну утрате; этим во многом и объяснялся достигнутый властями успех, поскольку вызываемые чувства отвечали действительному душевному состоянию советских граждан, перенёсших долгие и мучительные страдания.[2]
Большевистские вожди лично посетили церемонию похорон, прочтя посвящённые покойному речи. Наиболее яркими из них оказались выступление Зиновьева и знаменитая «клятва» Сталина.
Троцкий так и не появился на похоронах Ленина. По его собственному утверждению, Сталин ввёл его в заблуждение, сообщив ему ложную дату похорон. Ричард Пайпс находит объяснения Троцкого «неудовлетворительными». Нина Тумаркин считает, что Троцкий в действительности не приехал потому, что «находился в депрессии» в связи со смертью Ленина.
Исследователь Николай Зенкевич в своей работе «Вожди и сподвижники» цитирует архивную спецполитсводку ОГПУ, обобщавшую для руководства страны реакцию населения на смерть Ленина, и возникшие в связи с этим слухи. Общим местом для них были не соответствующие действительности сообщения об арестах одними партийными лидерами других. Слухи усугублялись тем, что на момент смерти Ленина Троцкий был болен и находился на лечении в Сухуми.[3]
В этих слухах утверждалось, в частности, что Троцкий якобы требовал от Дзержинского отменить постановление о высылке из Москвы биржевиков, или что Троцкий в действительности не болен, а «ранен в живот» Калининым (другой вариант — ранен Зиновьевым). В городе Димитрове появились слухи, что Съезд Советов якобы отправил Троцкого в отставку как еврея, в Орехово-Зуевском уезде слухи объявляли, что Троцкий якобы является владельцем нескольких фабрик.
В Московской губернии появились слухи о том, что Ленин якобы умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде.
В Нижегородской губернии настроение рабочих в связи со смертью Ленина описано как подавленное, служащих — как безразличное. Большинство заводов постановили отчислить полдневной заработок на траурные венки.
Среди рабочих Иваново-Вознесенской губернии настроение «крайне подавленное»
В Иркутской губернии зафиксированы слухи о том, что Ленин якобы жив и уехал за границу вместе с Троцким, и о том, что в Москве якобы расстреляна демонстрация безработных и прошёл еврейский погром. В Томской губернии — что в местную тюрьму якобы привезли Троцкого и Преображенского.
В Белоруссии появились слухи о том, что якобы Преображенский, Сапронов и Троцкий уже арестованы, причём у Троцкого при его аресте нашлось множество ценностей. Настроение населения в Белоруссии описано как подавленное, население ожидает раскола в верхах и новой интервенции поляков.
В Смоленской губернии слухи сообщали, что «Троцкий послал убийц, чтобы стать на место Ленина», сам был арестован и сбежал. В связи с этим торговцы начали опасаться, что «Троцкий уничтожит НЭП»; в некоторых церквах даже отслужили молебны о «поминовении новопреставленного раба Божьего Владимира». Среди крестьян появились слухи, что «вместо Ленина председателем Совнаркома будет Троцкий», некоторые крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему царствия небесного. 27 января 1924 года на траурную демонстрацию в Смоленске собралось 30 тыс. чел., «были плачущие».
В феврале 1924 года ОГПУ зафиксировало появление во Владивостоке слухов о том, что якобы в Москве произошёл переворот, после которого Троцкий бежал в Турцию. В Харбине началось массовое производство портретов великого князя Николая Николаевича, который якобы формирует в Сербии армию в 250 тыс. чел. против большевиков. В Нижегородской губернии рабочие массово подавали заявления о вступлении в партию. В Тверской губернии служили панихиды по Ленину при большом стечении верующих. В Башкирии настроение тяжёлое, ожидается развал партии и новая война.
4 февраля в Белоруссии появились новые слухи о том, что Ленин якобы уже умер три месяца назад, и вместо него в Колонном зале выставлена фигура из воска (вариант: Ленин бежал в Крым или за границу). Польское население смерть Ленина «встретило с радостью».
Сосланные в город Николаевск «антисоветские элементы» направили Калинину телеграмму соболезнования.
В Пскове семьи красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах».
В Симбирской губернии смерть Ленина вызвала среди рабочих «глубокое сожаление», среди крестьян — «сожаление».
В Тверской губернии появились слухи, что Ленина якобы отравил Троцкий за то, что Ленин якобы собирался отменить налоги с крестьян и торговцев.
23 января в багажном вагоне № 1691 гроб с телом Владимира Ильича Ленина был доставлен в Москву. Весь путь от платформы Герасимовская (ныне Ленинская) до Павелецкого вокзала этот траурный поезд вёл официальный паровоз Ленина — У127 (Ленин был назначен его старшим машинистом за 8 месяцев до смерти), которым управляла локомотивная бригада из депо Москва. В состав бригады входили: машинист Лучин, помощник машиниста Гаврюшин и кочегар Подвойский.
Далее гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей проходило официальное прощание. 27 января гроб с забальзамированным телом Ленина был помещён в специально построенном на Красной площади Мавзолее (архитектор А. В. Щусев).
Советское руководство озаботилось судьбой тела Ленина на случай его кончины ещё при жизни вождя: осенью 1923 года состоялось заседание Политбюро (в составе Сталина, Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова), на котором Сталин сообщил, что здоровье Ленина весьма ухудшилось, возможен летальный исход. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию[2] . Троцкий так вспоминал это заседание Политбюро[4]:
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.
Против этой идеи высказались Троцкий (назвавший, по некоторым данным, эту идею «безумием»[5]), Каменев (осудивший её как «поповство») и Бухарин (высказавшийся против попыток «возвеличить прах»)[2] . Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался[2] .
Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение озвучил М. И. Калинин.
Большинство постсоветских историков полагали, что эта идея на самом деле была инспирирована И. В. Сталиным, а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков (см. Богостроительство) создать новую религию для победившего пролетариата. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры»[5][6].
Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин (он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина), который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем[2] .
Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появление самозванцев, выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках[7] [неавторитетный источник?].
Замысел создания Мавзолея нёс в себе элементы не только христианской, но и более древней традиции — обычай бальзамирования правителей существовал в Древнем Египте, а само сооружение напоминало вавилонский зиккурат[5].
Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой. Он простоял лишь до весны 1924 года.
Во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 года (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны.[8] Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным и архитектор К. С. Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.
Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (порфиром) (1929—1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 100 м². В 1930 году по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены.
Официальное заключение о причине смерти в протоколе вскрытия тела гласило: «<…> Основой болезни умершего является распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания (Abnutzungssclerose). Вследствие сужения просвета артерий мозга и нарушения его питания от недостаточности подтока крови наступали очаговые размягчения тканей мозга, объясняющие все предшествовавшие симптомы болезни (параличи, расстройства речи). Непосредственной причиной смерти явилось: 1) усиление нарушения кровообращения в головном мозге; 2) кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия»[9]. В июне 2004 года была опубликована статья в журнале European Journal of Neurology, авторы которой предполагают, что Ленин умер от нейросифилиса.[10] Сам Ленин не исключал возможности сифилиса и поэтому принимал сальварсан, а в 1923 году ещё пытался лечиться препаратами на основе ртути и висмута; к нему был приглашён специалист в этой области Макс Нонне. Однако догадка была им опровергнута. «Абсолютно ничто не свидетельствовало о сифилисе», — записал впоследствии Нонне[11]. Как отмечает в наши дни лично изучавший препараты головного мозга Ленина директор НИИ физико-химической медицины академик РАН Юрий Лопухин, автор книги «Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина»: «Он умер от атеросклероза сосудов головного мозга, это совершенно чётко, других мнений не может быть»[12].
В период Великой Отечественной войны тело Ленина было эвакуировано из московского Мавзолея в Тюмень, где содержалось в здании нынешней Тюменской государственной сельскохозяйственной академии. Сам Мавзолей был замаскирован под особняк.
С началом «перестройки» появились первые дискуссии о дальнейшей судьбе тела Ленина. Так, уже в мае 1989 г. режиссёр Марк Захаров, выступая в популярной тогда телепрограмме «Взгляд», призвал перезахоронить Ленина на Волковском кладбище Ленинграда, рядом с матерью[13].
После распада Советского Союза в 1991 году некоторыми политическими партиями и деятелями высказывалось мнение о необходимости выноса из Мавзолея и захоронении тела и мозга Ленина (мозг хранится отдельно, в Институте мозга, в том числе в виде десятков тысяч гистологических препаратов)[14]. В частности, такие идеи высказывали Анатолий Собчак и Юрий Лужков, занимавшие посты мэров Санкт-Петербурга и Москвы соответственно[13].
Весной 1997 года президент России Борис Ельцин высказался о необходимости перезахоронения тела Ленина[15], что вызвало неоднозначную реакцию в обществе[16]. В апреле 1997 года Государственная Дума (большинство которой составляли тогда коммунисты) приняла специальное заявление по поводу этой президентской инициативы, в котором, в частности, говорилось:
Это заявление несостоятельно, ибо при всех конституционных полномочиях Президента Российской Федерации он не вправе это делать.
Во-первых, решение о сооружении на Красной площади Мавзолея для саркофага с телом В. И. Ленина было принято высшим органом народной власти — II Всесоюзным съездом Советов 26 января 1924 года в связи с просьбой миллионов граждан — представителей рабочих, крестьян, интеллигенции России, Украины, Белоруссии, народов Закавказья и Средней Азии. Строительство усыпальницы было выражением воли народов СССР, и никто не вправе пренебречь ею. Во-вторых, Мавзолей В. И. Ленина является неотъемлемой частью уникального ансамбля Красной площади, которая решением XIV сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в Канаде в 1990 году, включена в список всемирного культурного и природного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Беречь памятники истории и культуры, заботиться о сохранении исторического наследия требует от нас и статья 44 Конституции Российской Федерации[17]. |
Позже (летом 1997 г.) пресс-секретарь Ельцина Сергей Ястржембский сообщил, что на проработке в Администрации Президента находится вопрос о проведении всенародного опроса о перезахоронении тела Ленина[18], однако такой опрос проведён впоследствии не был.
В 1999 году Ельцин вновь вернулся к идее перезахоронения Ленина, сказав в интервью газете «Известия», что по данному вопросу должна быть создана «специальная общественно-государственная комиссия»[19].
Владимир Путин в самом начале своего первого президентского срока (в 2001 году) заявил, что считает обсуждение вопроса о перезахоронении Ленина преждевременным: «Когда я увижу, что подавляющее большинство населения хочет этого, тогда это может быть предметом дискуссии. Пока я этого не вижу — это не обсуждается», и с тех пор его позиция существенных изменений не претерпела[20].
В конце 2012 года на встрече со своими доверенными лицами Путин, впрочем, высказался по данному вопросу более определённо и сказал, что не согласен с мнением о несоответствии Мавзолея Ленина христианской традиции: «Чего не соответствует? Поезжайте в Киево-Печерскую лавру, на Афон — там мощи можно увидеть… Коммунисты даже в этой части традиции перехватили, сделали это грамотно»[21].
Дмитрий Медведев, в бытность президентом России, не делал каких-либо публичных заявлений относительно судьбы захоронения Ленина[22].
Высказывания о выносе тела Ленина из Мавзолея, а также о ликвидации мемориальных захоронений возле кремлёвской стены, периодически слышны и по сей день со стороны различных российских государственных деятелей, политических партий и сил, представителей религиозных организаций. В январе 2011 года партия «goodbyelenin.ru» с голосованием по захоронению тела Ленина[23][24]. Среди аргументов за захоронение инициатором кампании депутатом В. Р. Мединским высказывалось то, что сохранение забальзамированной мумии Ленина на Красной площади противоречит религиозным, нравственным и христианским ценностям[25]. По состоянию на 19 августа 2014 года, по официальным данным, за захоронение высказалось 47,75 % пользователей, против — 52,25 %, при общем количестве 535 225 проголосовавших. Политические противники «Единой России» выразили сомнения в объективности результатов голосования[26] и выдвинули аргументы в пользу того, что на сайте ведётся «накрутка» результатов[27]. В «Единой России» заявили, что партия к этой инициативе отношения не имеет, это частная инициатива депутата Мединского[28]. Как сообщил пресс-секретарь Управления делами президента Российской Федерации Виктор Хреков, «этого вопроса и не было, и нет; эта тема даже не рассматривается; это вопрос не сегодняшнего поколения»[29].
Смерть и похороны Ленина.