28-04-2023
«Спасская»
Правобережная линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Центральный зал станции «Спасская»
|
|
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
«Площадь Мира-2» |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
61 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: |
Е. М. Рапопорт, |
Выход к улицам: |
улица Ефимова, Сенная площадь |
Переходы на станции: | |
Код станции: |
СК |
«Спа́сская» — конечная станция Правобережной линии Петербургского метрополитена. Является частью единственного в городе трехстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Станция пока не имеет отдельного выхода на поверхность.
Проектное название станции — «Площадь Мира-2».
Содержание |
Станция введена в эксплуатацию 7 марта 2009 года без собственного выхода на поверхность. Строительство вестибюля и наклонного хода началось в феврале 2011 года и должно завершиться во втором квартале 2013 года[1][2]. Выход со станции осуществляется через станции «Садовая» и «Сенная площадь». 2 апреля 2012 года началась проходка наклонного хода собственного выхода станции. На переходах установлены тоннельные эскалаторы ЭТХ-3/75, производимые «Кировским заводом». По заверениям производителя эскалаторы рассчитаны безотказную эксплуатацию в условиях высоких пассажирских нагрузок на протяжении 50 лет. «Спасская» является первой станцией Петербургского метрополитена, на которой установлены подобные эскалаторы[3].
Наземный павильон станции «Спасская» планируется построить на Сенной площади между действующим[4] павильоном станции «Сенная площадь» и улицей Ефимова.
«Спасская» располагается на глубине около 60 метров. Является единственной на Правобережной линии и второй открытой после 1963 года станцией пилонного типа (1 июля 1963 года были открыты станции «Горьковская», «Невский проспект» и «Площадь Мира»; 20 декабря 2008 года — «Волковская»). Подземный зал выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, В. Н. Морозовой и В. Г. Хозацкого (ООО «Архитектурная мастерская Рапопорта Е. М.»).
Станция украшена мозаичными панно на тему зодчества Петербурга. Авторы мозаик: И. Г. Уралов, С. Н. Репин и Н. П. Фомин[5]. Пол выстлан гранитом[6].
Боковые и центральный залы соединяют семь проёмов для прохода, длина пилонов от 10 до 23 метров, ширина проёмов — 3 метра. Выход в город будет в центре зала.
Напротив ещё не открытого выхода в город находится памятный знак «Зодчеству Петербурга», представляющий собой круглый медальон, на котором выбиты фамилии выдающихся архитекторов города, однако в нём содержатся ошибки: «Деламот» вместо Валлен-Деламот (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe), «Детомон» вместо Тома де Томон (фр. Jean-François Thomas de Thomon), фамилия архитектора Огюста Монферрана (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand), автора Исаакиевского собора, написана с одной «р». Отсутствует какой-либо порядок при упоминании династий зодчих: братья Косяковы — «Косяковы», в то время, как архитекторы Шарлемани (отец и два сына) — «Бр. Шарлемани», фамилия братьев Квасовых (Андрея и Алексея) внесена в список в единственном числе. Николай Бенуа и его сын Леонтий Бенуа так же, как И. А. Фомин и сын И. И. Фомин, записаны отдельно, причём инициалы Бенуа стоят перед фамилиями, а Фоминых — после; фамилии архитекторов Китнеров и Шаубов — в единственном числе[7].
Руководство метрополитена пообещало исправить ошибки. Этим будут за свой счет заниматься в мастерской, выполнявшей медальон [8].
Название станции связано с близостью места, где до 1961 года находился Успенский собор, известный также как «Спас-на-Сенной» (ранее предполагалось, что на станции будет панно с изображением храма Успения Пресвятой Богородицы и других утраченных церквей Петербурга, однако проект был изменён). Территориально станция находится на Спасском острове, также восстановлено название Спасского переулка.
Открытие станции произошло 7 марта 2009 года вместе с вводом в эксплуатацию участка Фрунзенско-Приморской линии «Садовая» — «Звенигородская», который соединил работавшие до этого отдельно части линии от «Комендантского проспекта» до «Садовой» и от «Звенигородской» до «Волковской»[9]. Задержка ввода станции в эксплуатацию по сравнению с изначально заявленной датой составила более трёх месяцев.
Первоначально станцию планировалось открыть 1 декабря 2008 года[10][11], в июле 2008 года была назначена дата 18 декабря[12], в ноябре 2008 года она была перенесена на 24 декабря [13], впоследствии — на 20 декабря 2008 года[14]. 18 декабря 2008 года поступила информация о том, что «Спасскую» сдать к назначенному времени не успеют[15][16], 20 декабря 2008 года была объявлена следующая дата открытия — 1 февраля [17]. По сообщению от 26 января 2009 года станция могла открыться в начале февраля 2009 года[18], 3 февраля поступила информация о сроках ввода 14 февраля [19], однако через несколько дней эти данные были опровергнуты — 10 февраля сроки ввода станции в эксплуатацию были обозначены как неопределённые[20][21], 11 февраля было озвучено, что открытие состоится не раньше конца февраля 2009 года[22]. 20 февраля была озвучена новая дата открытия — 28 февраля [23][24]. В результате станция была открыта лишь 7 марта 2009 года[9], при этом последний перенос сроков ввода был вызван болезнью чиновника, который должен дать «добро» на торжественное разрезание ленточки[25]. Несмотря на это, станция была открыта в 5.45 без каких-либо праздничных мероприятий[26]. По словам главы Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина основной причиной задержки ввода станции в эксплуатацию явились комплексные испытания новых эскалаторов[27].
Станция является третьей составляющей пересадочного узла «Сенная площадь» — «Садовая» — «Спасская». В переходе «Сенная площадь» — «Спасская» на стене указаны все названия, которые имел за свою историю Санкт-Петербург вместе с годами переименований: 1703 Санкт-Петербург / 1914 Петроград / 1924 Ленинград / 1991 Санкт-Петербург.
На каждой из двух пересадок установлены по четыре эскалатора производства завода «Универсалмаш» — дочернего предприятия «Кировского завода». Несмотря на наличие эскалаторов, в переходах имеется большое количество подъемов и уклонов[7][28].
2 апреля 2010 года на одном из подъёмов в связи с неисправностью эскалатора был закрыт переход с «Садовой» на «Спасскую»[29]. В середине мая на осмотр и ремонт были закрыты два эскалатора на переходе со станции «Спасская» на станцию «Сенная площадь». На ремонтируемых эскалаторах появилось объявление о том, что работы ведёт «Универсалмаш» под руководством Большакова Н. Н., и продлятся они до 22 июня[30]. Однако после 22 июня ремонт не был завершён, и объявление пропало. В одном из интервью Николай Большаков заявил, что ремонт завершится не раньше августа[30]. В конце августа стали сообщать о завершении работ в декабре[31][32]. В ноябре появилось сообщение о возможности открытия только в январе 2011[33]. В январе же было заявлено о переносе открытия переходов на конец февраля[34]. В полноценном режиме пересадочный узел открылся 12 февраля 2011 года с началом работы метрополитена[35].
После пуска в эксплуатацию Фрунзенского радиуса оба тоннеля прежде действовавшего перегона между станциями «Достоевская» и «Садовая» стали единственной в Петербурге двухпутной служебной соединительной ветвью.
Центральный зал станции. Вид от перехода на станцию «Садовая»
Узкая платформа полностью заполнена пассажирами, ожидающими прибытия поезда.
Название станции на стене. Буквы почти не выделяются на фоне стены, имеющей тот же цвет[28].
«Середина» станции. Левая зелёная стрелка, предназначенная указывать направление на выход в случае отключения основного освещения, указывает на переход к «Сенной площади», правая — к «Садовой»[36]
Пустой поезд, отправляющийся под оборот
Маршрутный указатель Правобережной линии
Прибывающий под посадку поезд
Информационный указатель, указывающий направление к выходу на поверхность через станцию «Садовая»
Эскалаторы в переходе «Сенная площадь» — «Спасская»
Объявление в переходе между станциями «Пушкинская» и «Звенигородская» об изменении схемы движения с 7 марта 2009 года.
Плакат при входе на станцию «Садовая» сообщает о том, что вход на станцию «Спасская» осуществляется через вестибюль «Садовой»
Спуск на «Спасскую» из перехода со станции «Садовая»
Переход «Садовая» — «Спасская»
Спуск на «Спасскую» из перехода со станции «Садовая»
Подъём в переход «Сенная площадь» — «Спасская» с «Сенной площади»
Переход «Сенная площадь» — «Спасская»
Предшественник: Комендантский проспект |
Конечная станция Правобережной линии 7 марта 2009 — настоящее время |
Преемник: нет |
Строительство в Санкт-Петербурге | |
---|---|
Строящиеся объекты | ЗСД · Стадион на Крестовском · Вторая сцена Мариинского театра · Морской фасад |
Проектируемые объекты | КАД-2 · Орловский тоннель · Лахта-центр · Скоростная трасса Петербург — Москва · Ново-Адмиралтейский мост · Мост в районе Серного острова · Мост в створе улицы Коллонтай · Новый зоопарк · Ломоносовский грузовой терминал · Канал — дублёр Невы |
Реконструкция | Новая Голландия · Американские мосты · Апраксин Двор |
Строящиеся станции метро | Бухарестская · Международная · Спасская (вестибюль) · Спортивная (второй выход) |
Проектируемые станции метро | Проспект Славы · Дунайская · Шушары · Шуваловский проспект · Театральная · Большой проспект · Шкиперская · Морской фасад · Новокрестовская-1 · Улица Савушкина · Яхтенная · Зоопарк · Обводный канал-2 · Боровая · Черниговская · Броневая · Путиловская · Юго-Западная |
Строящиеся жилые кварталы | Балтийская жемчужина · Северная долина · Семь столиц · Новая Ижора · Юбилейный квартал · Новый Оккервиль · Лондон-парк |
Строительные компании | Л1 · ЛенСпецСМУ · Главстрой-СПб |
Спасская (станция метро).