25-09-2023
Трамвайная линия на Лесной улице — трамвайная линия рядом с бывшим первым в Москве Миусским трамвайным парком (ныне расформируемый троллейбусный парк имени Щепетильникова). Самая старая линия московского трамвая, движение открыто в 1899 году. По данным на 2007 год протяжённость линии в двухпутном исчислении с учётом оборотного кольца составляла 1,8 км. Закрыта 28 июня 2008 года.
Содержание |
Первые дни существования линии напрямую связаны со строительством электрического трамвая в Москве и открытием первого обслуживающего его парка. Трамвай в Москве решили строить в качестве эксперимента в 1898 году на базе существовавших конно-железных дорог, первые линии прошли от нынешней Пушкинской площади по улицам Малой Дмитровке, Долгоруковской, Новослободской и по Сущёвскому валу, а также были построены опытные линии от Тверской заставы до Петровского дворца и от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловке до Петровского дворца. Линия на Лесной улице была построена в качестве однопутной служебной соединительной линии Тверской заставы и угла Новослободской улицы и Электрического Парка[1]. Все работы на Лесной улице были полностью завершены в июне-июле 1899 года.
Впоследствии Лесную улицу переоборудовали в двухпутную и пустили на ней пассажирское движение. В дальнейшем с Лесной улицей было связано мало событий. Известно, что в 1930-е годы на улице проводился ремонт[2]. После 1955 года, из-за преобразования Миусского парка (тогда Трамвайного депо имени Щепетильникова) в троллейбусный парк, были демонтированы служебные пути в депо.
До 1973 года линия продолжалась на юго-запад по Большой Грузинской улице к станции метро Краснопресненская и далее по улице Красная Пресня.
Из-за строительства жилых домов в 1984 году на Лесной было построено новое оборотное кольцо взамен старого, проходившего по 2-й Тверской-Ямской, 3-й Тверской-Ямской улицам и переулку Александра Невского. Новое кольцо было открыто 28 октября 1984 года.
По данным на 2007 год на линии по Лесной улице работает 2 маршрута трамвая: 19-й «м. Белорусская — м. Новослободская» и 7-й «м. Белорусская — м. Улица Подбельского». Общая протяжённость линии составляет 1,8 км в двухпутном исчислении с учётом кольца. Линия располагается по центру проезжей части, на ней уложена стандартная трамвайная рельсошпальная решётка по традиционной технологии. Вдоль трамвайных путей проходят служебные и маршрутные линии троллейбуса. На линии расположены 3 остановки трамвая (в одну сторону).
В соответствии с решением Правительства Москвы №837-РП от 4 мая 2007[3] линию запланировано демонтировать в 2008 году вместе с оборотным кольцом. По мнению московских властей такое действие разгрузит Лесную улицу и увеличит её пропускную способность. Однако с этим не согласны многие эксперты, в частности в организации «Москвичи за трамвай» утверждают, что демонтаж только понизит пропускную способность и что «расчёт показывает, что провозная способность выделенной трамвайной линии примерно в 10 раз превышает таковую для полосы индивидуальных автомобилей. Современный низкопольный трамвайный вагон 71-630 с комфортом перевозит 180 человек (54 сидячих), с лихвой заменяя 150 автомобилей.»[4]. О возможном закрытии линии было известно ещё с лета 2006 года, когда в руки организации «Москвичи за трамвай» попало подписанное письмо мэру Лужкову от его зама Аксёнова, где предлагалось снять трамвай[5], однако даже в апреле 2007, за несколько недель до принятия постановления о закрытии линии, сам же Аксёнов отрицал, что планируется снятие и даже утверждал, что такой вопрос совсем не рассматривался.[6]. Одной из возможных реальных причин снятия в организации «Москвичи за трамвай» видят в строительстве бизнес-центра рядом с оборотным кольцом[7]. В соответствии с ранее изданным постановлением Правительства Москвы N 140-РП от 6 февраля 2006[8], инвестор должен был реконструировать трамвайное кольцо за свой счёт и встроить его в возводимое им здание. После демонтажа линии инвестору не будет необходимости реконструировать кольцо, впрочем реконструкция так и не была начата и до постановления о снятии линии, что нарушало ранее принятое постановление. Организация проводила различные акции в защиту трамвая, например 7 апреля 2007, спустя 108 лет со дня открытия линии, проводилось индивидуальное пикетирование остановок вдоль 19-го маршрута[9]. Однако это не изменило ситуацию и решение было принято. Линию планировалось закрывать постепенно: сначала предполагалось ввести компенсирующий автобусный маршрут, затем интервалы движения должны были увеличиться, а автобусов уменьшиться; затем линия подлежала демонтажу. На демонтаж было выделено в общей сложности порядка 30 млн. руб (около 1,1 млн. долларов США, что практически равно строительству линии по традиционной технологии той же протяжённости — такие работы оцениваются в 15 млн. руб на 1 км).
28 июня 2008 года движение по линии было прекращено.
Трамвайная линия на Лесной улице (Москва).