Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Московский трамвай

05-08-2023

Московский трамвай
Трамвайная система
Страна

 Россия

Город

 Москва

Дата открытия

25 марта (6 апреля1899 года

Количество маршрутов

46

Количество маршрутов в период максимального развития

61

Количество трамвайных парков

5

Количество трамвайных парков в период максимального развития

8

Количество вагонов

981

Компания-перевозчик

ГУП «Мосгортранс»

Сайт компании

www.mosgortrans.ru

Московский трамвай на Викискладе
Сеть трамвайных маршрутов в Москве

Моско́вский трамва́й — система сухопутного трамвайного движения в Москве. Открыто 25 марта (7 апреля1899 года. На 2007 год действуют 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо. Длина линий (по оси улиц) составляет 181,1 км; длина путей в однопутном исчислении, включая путевое развитие депо, составляет на 1 января 2008 года 416 км[1]. Московское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс».

Трамвай образует две изолированные сети: основная и Пресненская сеть на северо-западе, обслуживаемая Краснопресненским трамвайным депо. Трамваи между двумя сетями перевозятся на автомобильных прицепах.

Содержание

История

Начало XX века

Трамвай — исторически второй вид городского пассажирского транспорта Москвы, преемник конки. Однако наличие в Москве к началу XX века конно-железных дорог мешало развитию трамвайных линий. Для прокладки трамвайных линий необходимо было прежде освободить проезды от конных путей.

В 1901 году Дума выкупила конку у Первого Бельгийского акционерного общества. Когда же в 1903 году пришёл срок выкупа конно-железной дороги у Второго Бельгийского акционерного общества, Дума на это не решилась, так как, по словам Н. И. Астрова[2], в России не было опытных строителей и инженеров.

В ноябре 1905 года, сразу после событий октября был избран новый городской головаНиколай Гучков. Начало его работы совпало с революционными выступлениями рабочих Москвы в ноябре-декабре 1905 года. Как только жизнь в городе вошла в нормальную колею, Николай Иванович распорядился продолжить прокладку трамвайных путей. В феврале 1907 года началось движение по Мясницкой линии, Сретенке и Лубянке, от Страстного монастыря по Дмитровке и далее на Сретенку и Мясницкую. Первые маршруты электрического трамвая связали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные.

18 мая 1910 года городская Дума по предложению Н. И. Гучкова приняла решение о проведении в 1912 году в Москве конгресса трамвайных предприятий.

К 1910-м годам основная плотность линий была в западной части Центра с образованием дуг на Садовом и Бульварном кольцах.

Советская Москва

В 1918 году протяжённость трамвайных путей в городе составляла 323 км. К 1926 году протяжённость путей выросла до 395 км. В 1918 году перевозили пассажиров 475 вагонов, а в 1926 году — 764 вагона. Средняя скорость движения трамваев выросла с 7 км/ч в 1918 году до 12 км/ч в 1926 году[3].

Трамвайная сеть Москвы в начале 1930-х

Апогей развития трамвайной сети в Москве — начало 1930-х годов, когда она охватывала оба кольца (Бульварное и Садовое) и все соединяющие их улицы, были проложены линии и на окраины. В 1934 году, когда трамвай был доминирующим видом транспорта, достигнут максимум перевозок пассажиров (в среднем трамваем тогда пользовались 2,6 млн человек в день при населении города около 4 млн.).

После открытия в 1935 году первых линий метрополитена были сняты трамвайные линии, совпадающие с ними по направлению. Также были перенесены на второстепенные улицы линии с северной и западной частей Садового кольца.

Более радикальные изменения произошли в 1940-х годах, когда трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные в западной части Бульварного кольца и убраны от Кремля. С развитием метрополитена в 1950-х была закрыта часть линий, ведущих к окраинам. Также сошли на нет грузовые перевозки.

В 1958 году по решению Мосгорисполкома Трамвайно-троллейбусное управление и Управления пассажирского автотранспорта были объединены в Управление пассажирского транспорта Москвы (УПТМ), в управлении которого оказались все три вида наземного общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай.

В 1960-1970-х годах были окончательно ликвидированы линии в западной части города и разорвано вслед за первым второе «трамвайное кольцо» вокруг Садового. Вместе с тем, новые линии были проложены в тогда ещё лишённые метро районы: Медведково, Чертаново, Перово и Новогиреево. В 1973 году после закрытия линии по Большой Грузинской улице от основной сети оказалась отделена сеть Краснопресненского депо на северо-западе города.

С начала 1980-х годов строительство новых линий почти не велось, однако и ликвидация старых практически не велась, за исключением линии на Симоновском валу, которая была закрыта в 1987. При этом роль трамвая в перевозках постепенно снижалась. Последней в 1982 году была построена линия в Строгино.

С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий, в основном на крупных магистралях, прилегающих к центру. В 1995 году закрыта линия по Проспекту Мира (и выведены из эксплуатации линии по улицам Трифоновская и Гиляровского), затем на Нижней Масловке из-за строительства 3-го транспортного кольца. По той же причине в начале 2000-х снимаются рельсы на Беговой улице и у метро «Улица 1905 года», а также на улице Двинцев. В результате Краснопресненское депо переносится в Строгино. В 2004 в связи с предстоящей реконструкцией закрыто движение по Ленинградскому проспекту. В 2008 году закрыта линия на Лесной улице. Протяжённость линий в 1989—2004 гг. сократилась с 460 до 420 км (максимум в 1940-х составлял 560 км). В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно не менее 150 тыс. человек[4] (для сравнения в 1990 — более 800 тыс.[5]).

По данным на 2007 год на долю трамвая приходится около 5 % перевозок пассажиров в городе, хотя в некоторых окраинных районах (Метрогородок и др.) он является основным транспортом, позволяющим добраться до метро. В пределах Садового кольца сохраняется линия до Чистых прудов. Наибольшая плотность линий — к востоку от центра, в районе Яуза.

Модернизированный трамвай Tatra МТТЧ № 3447-3448 на 23 маршруте

Перспективы

Последняя трамвайная линия в Москве была построена в 1982 в Строгино, с тех пор сеть только сокращалась вплоть до 2008 года.

В 1980-х годах была разработана схема развития трамвайного движения в Москве, согласно которой новые линии должны были дополнять линии метро в окраинных районах. В частности планировалось строительство линий:

Как и программа развития троллейбусной сети, эта схема создания хордовых линий трамвая не была реализована из-за экономического кризиса.

В 2007 году вновь были озвучены планы по строительству ряда линий скоростного трамвая[6]:

Для создания линий необходимо построить 191 км новых путей, из которых 70 % приходится на тоннели и эстакады. Обоснование данных проектов и сроки их реализации представлены не были.

В 2007 году принято решение о закрытии трамвайного депо им. Апакова, ликвидации разворотного круга (и, следовательно, линии) на Шаболовке [7] и перемещении вагонов в три других депо, подлежащие расширению за деньги застройщика, а в перспективе строительство нового депо в Бирюлёво. В настоящий момент от сноса депо отказались, как и от закрытия линии по Новосущёвскому переулку в связи с его преобразованием в пешеходную зону.

В 2011 году правительство Москвы постановило выполнить в течение года проекты планировки пяти линий трамвая; новые линии скоростного трамвая планируются в районах Гольяново, Северный, Бирюлёво-Западное, Ивановское (с возможность продления в Балашиху); по улице Академика Королёва предполагается пуск традиционного трамвая для соединения сети Строгинской сети с основной сетью линий[8].

В 2012 году планируется восстановление движения по Лесной улице и запуск маршрута №9. На маршруте будут работать двусторонние поезда из вагонов МТТЕ-2, сборка которых уже ведется на ТРЗ. Планируется огранизация оборотного тупика.

В целом вопрос сохранения трамвайных линий в тех или иных районах города прямо связан с перспективами развития этих районов и их функциональной ролью.

Конфигурация сети

Трамвай 71-619К маршрута № 17, недалеко от ВВЦ
Оборотное кольцо у метро Белорусская, закрыто в 2008 году

По данным на 2007 год сеть московского трамвая фактически состоит из трёх частей, слабо связанных друг с другом:

  • Яузская сеть. Центральная часть сети — несколько пересекающих друг друга линий по обоим берегам Яузы. Появилась ещё в начале XX века для связи рабочих районов вдоль Яузы с центром (эти линии были закрыты после сооружения метро), вокзалами и друг с другом. Основная конфигурация сохранилась неизменной с 1930-х, хотя с тех пор густота сети сильно уменьшилась. Главные узлы сети: Комсомольская площадь, район бывшего завода «Красный Богатырь» и станция метро «Улица Подбельского», метро «Преображенская площадь», метро «Семёновская», метро «Авиамоторная» бывшая Дангауэровская слобода, метро «Пролетарская» и Курский вокзал. От основной сети отходят несколько линий в восточные районы: к Октябрьскому депо, в Новогиреево, в Измайлово и по Открытому шоссе. Сеть обслуживается Октябрьским депо, депо им. Русакова и депо им. Баумана. Помимо вышеназванных линий, сеть имеет два больших ответвления, ставших таковыми в результате ликвидации линии по проспекту Мира.
    Медведковская линия. Ведёт от Ростокинского проезда в Останкино (построена в 1930-е) и Медведково (эта часть построена в середине 1960-х). Выполняла важные функции, когда в Медведково не было метро. На линии работают два маршрута: 11 (из Останкино в Измайлово) и 17 (из Медведково в Останкино). Большая часть линии, ведущей из Останкино в Медведково, обособлена от проезжей части.
    Линия до Новослободской. Соединяет Комсомольскую площадь со станцией метро «Новослободская». Представляет собой северную часть «трамвайного кольца» 1930-х, возникшего после переноса линий с Садового кольца. Имеет прозвище «Миусского куста» за счёт путевого развития, с 1997 года движение планомерно сокращалось со сворачиванием сети, в настоящее время имеет две основных трассы и три заброшенных ответвления. На линии работает два маршрута: 19 и 7. В 2006 году часть рейсов 7-го маршрута стала работать в укороченном режиме от м. «Улица Подбельского» до Комсомольской площади, а также м. «Улица Подбельского» — Сокольническая застава, впоследствии перенумерованный в 33.
  • Апаковская сеть. Древовидная сеть на юго-западе, связывающая отдельные районы с ближайшими станциями метро. Сформировалась в 1950-60-х, с конца 1980-х связь с «Большой сетью» осуществляется только через Новоспасский мост. (Линия по Ленинской Слободе и Восточной улице была закрыта в связи с пожаром на заводе «Динамо», а оставшееся пересечение аварийного Автозаводского моста закрыто в 1992 году). Центр сети — Серпуховский Вал, от которого расходятся линии: на север к метро «Чистые пруды» (единственная сохранившаяся линия на Бульварном кольце), на северо-запад к Шаболовке и депо, на юг в Чертаново с ответвлением до Нагатино, две линии на юго-запад (до метро «Университет» через метро «Ленинский проспект» и через Черёмушки). Сеть обслуживается в основном депо им. Апакова на Шаболовке. Маршруты: А, 1, 3, 14, 16, 26, 39, 47; 38, 35 (Октябрьское депо). С 2003 появлялись планы по закрытию депо им. Апакова и использованию его территории для строительства жилой и коммерческой недвижимости. В конце 2007 г. решение было оформлено постановлением правительства Москвы[9]. В 2011 году постановление отменено мэром Москвы Сергеем Собяниным.
  • Строгинская сеть. Крестообразная сеть на северо-западе города, связывающая четыре линии метро. В основном сформировалась в 1950-х, линия в Строгино проложена в 1982 году. Центром сети является станция метро «Щукинская», от которой линии расходятся: на север в Тушино, на запад в Строгино и к одноимённой станции метро, на юг к проспекту маршала Жукова, на восток в Коптево и к станции метро «Дмитровская», небольшой отрезок к станции метро «Сокол» закрыт в 2008 году. С 1973 года сеть полностью изолирована и сейчас обслуживается депо в районе Строгино, сохранившем старое название «Краснопресненское». Маршруты: 6, 10, 15, 21, 23, 23к, 27, 28к, 30. Значительная часть маршрутов проходит по обособленным от проезжей части линиям.

Путевое хозяйство

Общая протяжённость путей московского трамвая в однопутном исчислении составляет на 1 января 2008 года 416 км. Преобладающие конструкции путей — классическая шпально-щебёночная (351 км) и классическая шпально-песчаная (41 км). Имеются также участки, построенные по бесшпальной технологии (8 км). 16 км путей в однопутном исчислении имеют иные типы конструкции[1].

Наиболее распространённый тип покрытия путей московского трамвая — песчано-бетонная плитка (308 км). Велика также протяжённость путей с асфальтовым покрытием (60 км). 8 км путей имеют блочное покрытие (это участки с бесшпальной конструкцией), ещё 8 км покрыты булыжным камнем (прежде этот вид покрытия был значительно более распространённым, к настоящему времени он вытеснен другими видами). В местах пересечения трамвайных путей с автомобильным дорогами укладываются резиновые панели (7 км). Лишь на немногих участках уложены крупноразмерные железобетонные плиты (1 км) и резиново-железобетонные плиты (0,02 км). 25 км путей не имеют покрытия[1].

Сыромятническое сплетение путей перед тоннелем под южной горловиной Курского вокзала

Маршруты

Действующие

Большая часть маршрутов работает ежедневно, лишь некоторые — А, 6к, 19к, 22, 29, 33, 35к, 38к, обслуживающие крупные жилые массивы, а также 20 и 40, обслуживающие промышленные зоны, не работают по выходным и праздничным дням[10].

Изменения при ремонте и сбоях

При ремонтах на линии и сбоях маршруты обслуживаются автобусом. Как правило, при оперативных изменениях следует по всей трассе без изменения. Тем не менее, при вводе временного маршрута из-за технических ограничений или обслуживаемой конечной, автобусы неспособны обслужить трассу маршрута без полного сохранения трассы.

  • на метро «Университет» высадка производится на троллейбусной конечной (трамвай высаживает сначала перед поворотом или по возможности на кривой в сторону МГУ, потом на кольце у конечной станции).
  • 22,26 следуют без заезда к остановке «Черёмушки», посадка на Большой Черёмушкинской улице. Также из-за отсутствия левого поворота на улицу Вавилова автобусы следуют оттянутым разворотом односторонним кольцом по схеме: Нахимовский проспект — улица Вавилова — улица Кржижановского — Нахимовский проспект. При этом проезжает в обе стороны остановку Улица Ивана Бабушкина, но не останавливаясь на ней.
  • 27 после остановки Дмитровский проезд сворачивает на улицу Всеволода Вишневского, далее следует по Тимирязевской улице до трассы маршрута с автобусными остановками (остановка «улица Костякова», находящаяся в пешеходной доступности от метро Тимирязевская, не обслуживается), далее без изменений. К метро «Дмитровская» без изменений. При этом маршрут не объединяется с 727 несмотря на то, что данный маршрут введён после укорачивания трассы 27 трамвая со снятием путей.

Закрытые

Примечания

  • Кольцо «Метро Сокол» фактически находится у Гидропроекта (в значительном удалении). Пересадка утрачена, но может быть восстановлена. Временно закрыто движение на участке до улицы Панфилова.
  • Конечная станция «Проезд Энтузиастов» расположена около платформы «Новая» и метро «Авиамоторная».
  • Движение на участке метро «Белорусская» — улица Палиха прекращено, кольцо «Лесная улица» застроено, однако пути на участке от бывшего кольца до места примыкания линии к основной сети не разобраны, планируется восстановление движения.
  • У маршрутов, следующих до метро «Новослободская», фактически две пересадки на неё — остановки «Метро Новослободская» и «Селезнёвская улица».

Трамвайные депо Москвы

Трамвайное депо им. Апакова (№ 1)

Трамвайное депо им. Баумана (№ 2)

Краснопресненское трамвайное депо (№ 3)

Вид на Краснопресненское трамвайное депо в районе Строгино

Октябрьское трамвайное депо (№ 4)

Трамвайное депо имени Русакова (№ 5)

Список подвижного состава

В Москве по состоянию на июнь 2012 года в пассажирской эксплуатации находятся вагоны следующих типов:

  • Серия ЛМ-99
  1. 71-134А (ЛМ-99АЭ) — 45 единиц
  • Серия ЛМ-2008 - 23 единицы
  1. 71-153 (ЛМ-2008) — 2 единицы
  2. 71-153.3 (ЛМ-2008) — 21 единица
  • Серия КТМ-8 - 249 единиц
  1. 71-608К — 53 единицы
  2. 71-608КМ — 185 единицы
  3. 71-617 — 11 единиц
  • Серия КТМ-19 - 418 единиц
  1. 71-619А — 194 единицы
  2. 71-619К — 125 единиц
  3. 71-619КС — 2 единицы
  4. 71-619КТ — 95 единиц
  5. 71-621 — 1 единица
  6. КТМА - 1 единица
  • Серия Т3 - 188 единиц
  1. Tatra KT3R — 1 единица
  2. Tatra T3SU — 9 единиц
  3. МТТА — 14 единиц
  4. МТТД — 3 единицы
  5. МТТЕ —18 единиц
  6. МТТМ — 20 единицы
  7. МТТЧ — 124 единицы
  • Нетипичные вагоны - 6 единиц
  1. 71-135 (ЛМ-2000) — 1 единица
  2. 71-405-08 — 3 единицы
  3. VarioLF — 1 единица
  4. 71-630 — 1 единица

Галерея

Примечания

  1. ↑ Официальный сайт ДТиРДТИ города Москвы
  2. сказанным в 1911 году. см. Ю. С. Воробьёва. Николай Гучков — московский городской голова. М. 2009
  3. Г. Мулаков Москва в цифрах // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 279 (952) 10 декабря 1926 года. стр. 2
  4. Эксплуатационные данные о работе московского трамвая на сайте tram.ruz.net, взятые из книги Михаила Дмитриевича Иванова «Московский Трамвай: Страницы Истории» (проверено 14.06.2007)
  5. ы
  6. Официальный сайт ОАО ГТССТ
  7. Распоряжение N 607-РП «Об освобождении территории по адресу: ул. Шаболовка, вл. 7-9 от производственных функций»
  8. http://www.rian.ru/moscow/20110407/361896150.html В четырех районах Москвы могут появиться скоростные трамваи. Сообщение РИА Новости]
  9. Бэла Ляув. $500 млн в дело // Ведомости, № 247 (2021), 28 декабря 2007
  10. Сайт «Московский трамвай»
  11. История маршрутов московского трамвая

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Московский трамвай
  • Сайт «Московский Трамвай»
  • Сайт Александра Елагина «Путеводитель по трамвайной Москве»
  • Фотографии московских трамваев разных времён на сайте «Трамваи и троллейбусы в странах бывшего СССР»
    • Татры
    • Отечественные
    • БФ, С, КМ в 1959 году
    • М-38, МТВ-82, РВЗ в 1959м
  • Москва в базе данных подвижного состава
  • Маршруты общественного транспорта Москвы на карте города
  • Справочник маршрутов наземного транспорта
  • tramvaj.ru информация о трамвая Москвы и других городов
  • Трамвай на сайте Transphoto.ru
  • marshrut.mobi — Маршруты трамваев, автобусов и троллейбусов в мобильном телефоне
  • Памяти 23-го маршрута московского трамвая

Московский трамвай.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28