Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Московский авиационный узел

17-10-2023

Московский авиационный узел — система аэропортов Москвы и Московской области.

Основными элементами являются три международных аэропорта: Внуково (единственный находится в пределах административных границ Москвы), Домодедово и Шереметьево. Вспомогательную роль играют также аэропорты Остафьево, Чкаловский, Раменское.

Содержание

История

Советский период

Первый аэродром в Москве был создан на Ходынском поле в 1910 году, в 1926 он был назван Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе. Он использовался для выполнения испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым аэропортом Москвы: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в СССР начали совершаться с этого аэродрома в 1922 году в Кёнигсберг, а с 1923 выполнялись внутрисоюзные рейсы в Нижний Новгород.

С увеличением объёмов авиаперевозок в 1930-х годах началось строительство и оборудование новых аэропортов в Быково (1933), Тушино (1935) и Внуково (строительство с 1937, эксплуатация с 1941). В 1931 году на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала, в 1936 году аэродром был реконструирован (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково), а в 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.

С 1923 по 1970 год на месте нынешнего Филёвского бульвара существовал заводской аэродром ГКПНЦ им. Хруничева (вначале 22-го, потом 23-го завода, потом ЗИХ). В том же районе, на Москве-реке, находился и гидроаэродром.

В годы Великой отечественной войны аэропорты были переведены на обслуживание нужд вооружённых сил, после войны снова преобразованы в гражданские. В 19471948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. Кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино)[1].

Бурное развитие авиаперевозок во второй половине 1950-х и появление новых пассажирских лайнеров (в том числе реактивных) потребовало увеличения пропускной способности Московского авиаузла — в ближних пригородах были открыты два новых аэропорта, Шереметьево (1959) и Домодедово (1964). В 1980 году в аэропорту Шереметьево был открыт новый международный терминал.

В советское время между московскими аэропортами существовала четкая специализация: Шереметьево был международным, из Внуково выполнялись рейсы на южные курорты и в республики Закавказья, также здесь базировался правительственный авиаотряд; из Домодедово осуществлялись полеты в восточную часть страны — в Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток; Быково же специализировалось на местных авиаперевозках.[источник не указан 124 дня]

Постсоветский период

В 1990-е годы в связи с резким сокращением объёма авиаперевозок (особенно, внутренних) загрузка всех аэропортов снизилась. Находившиеся в черте города аэропорты в Тушино и на Ходынском поле перестали выполнять пассажирские авиаперевозки ещё в советское время, а в 1990-е годы были закрыты окончательно. Территория Ходынского поля в середине 2000-х была застроена.

В настоящее время[когда?] доля аэропортов Московского авиаузла в общем объёме перевозок пассажиров в России составляет около 55 %. Аэропорт Домодедово в 2010 перевёз 22,254 млн пассажиров, Шереметьево — 19,329 млн, Внуково — 9,46 млн[2]. В глобальном масштабе это небольшие цифры — по суммарному пассажирообороту московский авиаузел (51 млн пассажиров в год) уступает каждому из десяти крупнейших аэропортов мира[3].

В настоящее время аэропорты во Внуково и Шереметьево управляются госкомпаниями, аэропорт Домодедово — частной группой «Ист Лайн». Основной проблемой всех аэропортов в середине 2000-х годов стало увеличение их пропускной способности, строительство железнодорожных веток, повышающих их транспортную доступность, привлечение к себе крупных игроков формирующегося рынка авиперевозок.

Военный аэродром «Чкаловский» с начала XXI века стал принимать чартерные пассажирские авиарейсы, в том числе и международные; на его территории (по состоянию на 2009 год) строится новый пассажирский терминал.

В 2000 году на базе военного аэродрома вблизи подмосковной Щербинки был открыт гражданский аэропорт Остафьево — базовый аэропорт авиакомпании Газпромавиа.

Из-за того что с конца 1990-х годов прекратилось выполнение регулярных авиарейсов из аэропортов областей центра европейской части России (Тверская, Смоленская, Рязанская, Тульская, Калужская, Орловская, Владимирская области), жителям этих регионов ныне приходится пользоваться московскими аэропортами.

Начиная с 2010 года аэропорт Быково практически не функционирует.

Профили аэропортов

Аэропорт Быково в настоящее время выведен из эксплуатации, аэропорт Остафьево используется авиакомпанией «Газпромавиа» для выполнения корпоративных и регулярных рейсов.

Объёмы перевозок из аэропорта Внуково сократились примерно вдвое по сравнению с концом 1970-х: часть международных рейсов ещё в советское время была переведена в Шереметьево, внутренние авиаперевозчики перебазировались в Домодедово в начале 2000-х. Аэропорт сейчас используется в основном для выполнения чартерных и корпоративных рейсов, является основным для таких перевозчиков как «Газпромавиа», «Атлант-Союз», «Алроса», Sky Express и «Ютэйр».

Аэропорт Домодедово в советское время использовался исключительно для внутренних рейсов, а по состоянию на 2007 год на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 56 % отправлений, на страны СНГ — 15 %, на дальнее зарубежье — около 28 %. В начале 2000-х годов аэропорт был полностью реконструирован. Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются «Сибирь», «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа», на которых приходится около 40 % всех рейсов. С 2005 года Домодедово является крупнейшим аэропортом России. Аэропорт является базовым для авиакомпании «Трансаэро»

Аэропорт Шереметьево является вторым по величине в России, базовым для «Аэрофлота». На рейсы в страны дальнего зарубежья приходится около половины всех рейсов (на сентябрь 2007 года). Около 70 % всех рейсов выполняет Аэрофлот и его дочерние предприятия, на их долю приходится более 80 % внутрироссийских и две трети международных рейсов. Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями. Крупнейшими операторами после «Аэрофлота» являются Lufthansa (4 % рейсов, в 2007 заявила об их переводе в Домодедово) и ГТК «Россия» (4 % рейсов, все в Санкт-Петербург).

Существуют планы коренной реконструкции военного аэродрома Ступино (на юге Московской области) и создания там крупного грузового аэропорта. [4]

В 2011 году Росавиация разработала перспективную структуру организации воздушного пространства в московском авиационном узле, которая позволит увеличить пропускную способность столичных аэропортов в 2 раза. В частности, Домодедово сможет обслуживать 96 взлетно-посадочных операций в час вместо 45 в настоящее время, Шереметьево - 58 (вместо нынешних 35) и Внуково - 52 (вместо 32). [5]

Примечания

  1. Коды московских аэропортов
  2. Пассажиропоток Внуково в 2010 году возрос на 22,4 %. ATO.ru (20 января 2011). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 7 июля 2011.
  3. World Airport Rankings 2010  (англ.). Centre for Asia Pacific Aviation (16 марта 2011). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 7 июля 2011.
  4. Разработка генерального плана развития аэропорт Ступино
  5. Пропускная способность московского авиаузла удвоится


Ссылки

  • Василий Бабуров. Московский аэротрополис // «Архитектурный вестник», № 5 (92) 2006

Московский авиационный узел.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28