Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Универсальные десантные корабли проекта 11780

22-08-2023

Универсальные десантные корабли проекта 11780
Основная информация
Тип Универсальный десантный корабль
Государство флага  СССР
Принадлежность Невское проектно-конструкторское бюро
Параметры
Водоизмещение 25 000 т нормальное[1]
Длина 196 м (180 по КВЛ)[1]
Ширина 35 м (25 по КВЛ)[1]
Осадка 8 м
Технические данные
Силовая установка КТУ
Мощность 180 000 л. с.[1] (132,4 МВт)
Скорость 30 узлов[1] (55,56 км/ч)
Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах[1]
Вооружение
Артиллерийское вооружение 1 × 2 — 130-мм АК-130[1]
Зенитное ракетное вооружение 2 батареи 6 х 8 ПУ ЗРК «Кинжал»[1]
2—4 ЗРАК «Кортик»[1]
Авиационная группа варианты:
десантный вариант — 12 Ка-29[1]
противолодочный — 25 Ка-27[1]

Проект 11780 — нереализованный проект советского универсального десантного корабля. Разрабатывался Невским ПКБ в течение 80-х годов как уменьшенный аналог американского УДК типа «Тарава»[2], за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава».

Содержание

История проекта

БДК проекта 1174 имели много недостатков, поэтому по указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова была начата разработка полноценного универсального десантного корабля, разработка которого велась все 80-е годы[2]. Облик и назначение корабля менялись в процессе разработки. Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов[2].

Предполагалась постройка двух кораблей — «Херсон» и «Кременчуг»[1]. Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась «борьба за стапель». В это время на стапелях ЧСЗ должна была начаться постройка авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев[2].

Этому уже воспротивился Главком ВМФ. Понимая что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего приведет к отказу от строительства авианосцев проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носу, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130, а НИИ ВМФ получило задание «научно» обосновать наличие такого вооружения и его месторасположение. В результате Генштаб охладел к проекту, а строительство было отложено[2].

По требованию Министра обороны СССР маршала Устинова в задачи проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне. В конечном счете все эти изменения привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены[2].

В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте — 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Соколов А. Н. Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота. — М.: ООО «Военная книга», 2008. — С. 43. — 56 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 Кузин и Никольский, стр. 250

Литература

Ссылки

  • Фотографии одного из вариантов проекта 11780 в музее Невского ПКБ


Универсальные десантные корабли проекта 11780.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28