Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

16-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Служба: Россия
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Заказан к постройке 3 марта 1981 года[1]
Строительство начато 1 сентября 1982 года[1]
Спущен на воду 4 декабря 1985 года[1]
Введён в эксплуатацию 20 января 1991 года[1]
Статус В составе флота
Основные характеристики
Водоизмещение 61 390 т наибольшее[1]
59 100 т полное[1]
53 050 т нормальное[1]
46 540 т стандартное[1]
Длина 270 м по ватерлинии[1]
306,45 м наибольшая[1]
Ширина 33,41 м по ватерлинии[1]
71,96 м наибольшая[1]
Высота 64,49 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
31,42 м в носу
25,7 м на миделе
25,7 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):[1]
при стандартном водоизмещении 8,05 м
при нормальном водоизмещении 8,97 м
при полном водоизмещении 9,76 м
Наибольшая: 10,4 м[1]
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная 3-х слойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда[2].
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-4
8 котлов КВГ-4
Мощность Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
Движитель 4 пятилопастных винта
Скорость хода 29 узлов (54 км/ч) наибольшая[1]
18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода[1]
14 узлов (26 км/ч) экономического хода[1]
Дальность плавания При скорости:[1]
29 узлов — 3850 миль
18 узлов — 7680 миль
14 узлов — 8417 миль
Автономность плавания 45 суток[1]
Экипаж 1980 человек, в том числе:[1]
520 офицеров
322 мичмана
1138 матросов
Вооружение
Навигационное вооружение Комплекс «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К42»
1 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб»
Комплекс связи «Буран-2»
ГАК «Полином-Т»
ГАС «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 12 × ПУ ПКРК «Гранит»
4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 50 самолётов и вертолётов
По проекту[1]:
26 × МиГ-29К или Су-27К
4 × Ка-27РЛД
18 × Ка-27 или Ка-29
2 × Ка-27ПС
Фактически[3]:
14 × Су-33[4]
2 × Су-25УТГ
2 × МиГ-29К
2 × МиГ-29КУБ
Изображения на Викискладе

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2014 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитан 1-го ранга.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

ТАКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года[5]

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига»[6] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года[7]. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша[8].

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Служба

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. 1-24 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево, Мурманской области. В 1992—1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[9]. Зимой 1994—1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 года в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане[10][11].

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера[12].

6 декабря 2011 года, авианосец отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море, к берегам Сирии.[13].

По заявлению представителей минобороны, авианосец требует капитального ремонта и возможно пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш»[14][15]. Из-за недостатка финансирования, ремонт авианосца откладывается на неопределённый срок[16][17].

Перспективы

В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Несмотря на сведения, что в период с 2015 по 2020 год должна начаться постройка атомных авианосцев (по одной единице на каждый из флотов, и один в запас, на случай ремонта другого авианосца), действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосных кораблей не планирует [источник не указан 1213 дней].

«Адмирал Кузнецов» практически полностью находится в боевой готовности, в сентябре 2013 участвовал в учениях Северного флота. Головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 95%. Укомплектованность авиацией составляет 80 % от плановой, что позволяет в полной мере заниматься боевой подготовкой[источник не указан 457 дней].

В апреле 2011 года издание «НВО» сообщило[18], что на корабле решено в 2012 году начать полномасштабную модернизацию, которая должна осуществляться на верфи судостроительного предприятия «Севмаш». Было намечено заменить на крейсере морально устаревшее радиоэлектронное оборудование, системы оружия, и видимо, силовую установку, вызывающую массу нареканий у военных моряков[19]. В сентябре 2013 года «НВО» назвало новую предположительную дату начала модернизации: первая половина 2014 года[20].

  • В настоящее время, возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы (из первоначальной партии в 25 серийных Су-33 на 2013 год в строю оставалось всего десять) и отсутствия самолетов ДРЛОиУ. Кроме того, серийные Су-33 представляют собой практически чистые перехватчики, и не располагают эффективным управляемым вооружением для ударов по защищенным наземным объектам или военным кораблям противника[21]. В результате, авианосец обладает ограниченными возможностями по обороне от воздушного нападения и лишь формальными возможностями нанесения авиаударов по наземным и надводным целям.

Эту проблему планируется решить к 2015 году, заменив Су-33 многофункциональными МиГ-29К, контракт на закупку которых уже подписан. Согласно контракту, определено в период с 2013 по 2015 годы построить и поставить Военно-Морскому Флоту России 20 самолетов МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ взамен Су-33 и Су-25УТГ[22]. По данным на 25 ноября 2013 года ВМФ РФ были переданы 2 МиГ-29К и 2 МиГ-29КУБ[23]. Истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ были введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на «Адмирале Кузнецове», не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними[24].

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301)[25].

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды).

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении.

  • По информации на 22.4.2014 неназванная организация ведёт разработку электромагнитной катапульты[26].

Оценка проекта

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАКР класса «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта) и невозможности оперировать тяжелыми самолётами, подобным самолётам ДРЛО. В результате, возможности ТАКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия.[27]

Технические характеристики

Схема размещения трёх стартовых позиций
Взлётная палуба авианосца

Размерения

Длина — 305,0 м[28]
Длина по ватерлинии — 270 метров[28]
Ширина наибольшая — 72 метра[28]
Ширина по ватерлинии — 35,0 м[28]
Осадка — 10,0 м[28]
Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн[28]
Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн[28]
Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн[29]

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4 × 50 тыс. лошадиных сил[28]
Количество котлов — 8
Количество винтов — 4
Мощность турбогенераторов — 9 × 1500 киловатт
Максимальная скорость — 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость — 18 узлов
Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов[30]:

14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
2 палубных истребителя МиГ-29К
2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен[30]:

12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
6 × АК-630

Экипаж

Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек

Командиры крейсера

За время службы кораблём командовали:

  1. капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987—1992);
  2. контр-адмирал И. Ф. Санько (1992—1995);
  3. контр-адмирал А. В. Челпанов (1995—2000);
  4. капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000—2003);
  5. капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003—2008);
  6. капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008—2011);
  7. капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).[31]

Происшествия

  • 19 октября 1995 года произошла авария вертолета Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолет был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт.
  • 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла[32].
  • 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра[33]. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»)[34], однако выяснилось, что это сделать невозможно[35]. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам[36].
  • 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв[37]. По заявлению специалистов авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

Фотогалерея

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 153-215. — 240 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-20954-5.
  2. Военком — Авианосец Адмирал Кузнецов
  3. Минобороны РФ купило две дюжины палубных истребителей МиГ-29
  4. Стелс-машины: реальность и перспективы — Су-33
  5. Soviet Military Power 1987  (англ.) / 0893-4193.
  6. Первоначальное название корабля
  7. Полигон на рейде
  8. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал флота Советского Союза кузнецов", А.Б. Морин (Невское ПКБ).
  9. Под таким индексом был принят на вооружение истребитель Су-27К
  10. Россия посылает авианосец в Средиземное море
  11. Россия начинает патрулировать Мировой океан
  12. Центр судоремонта «Звёздочка» закончил ремонт крейсера «Адмирал Кузнецов»
  13. СМИ: Российский авианосец встанет на рейд поблизости от сирийскокого порта.
  14. Единственный российский авианосец пройдет модернизацию. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012.
  15. «Севмаш» не подтвердил информацию о модернизации «Адмирала Кузнецова»
  16. ЦАМТО / Новости / ТАКР «Адмирал Кузнецов» пока не планируют ставить в ремонт из-за недостатка финансирования
  17. Корабелы рассказали, что мешает ремонту единственного авианосца России. 13.12.2013
  18. «Только в полете живут самолеты» // «НВО», 22.04.2011
  19. ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отметил свою очередную годовщину в Средиземном море, nord-news (23.01.2012).
  20. «„Кузнецова“ все же поставят на ремонт» // «НВО», 13.09.2013
  21. Попытки оснастить опытные Су-33 ракетой X-41 "Москит" по ряду причин были неудачны.
  22. Подписан контракт на закупку МиГ-29К для ВМФ России
  23. ВМФ России получил первые корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ. 25.11.2013
  24. Корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ будут летать с палубы ТАКР «Адмирал Кузнецов». 25.11.2013
  25. Северный флот получил два отремонтированных Су-33. 26.2.2014
  26. В России начали разработку электромагнитной катапульты для авианосцев. 22.4.2014
  27. Kuznetsov Class (Type 1143.5) Heavy Aircraft Carrying Cruiser, Russia, Naval-technology.com, SPG Media PLC
  28. 1 2 3 4 5 6 7 8 Апальков Ю. В. Часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли // Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4-х т. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II. — С. 27. — ISBN 5-8172-0080-5.
  29. Адмирал флота Советского Союза Кузнецов на сайте Flot.com
  30. 1 2 The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 225. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  31. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» получил нового командира
  32. Су-25 с «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию во время маневров в океане
  33. На авианосце «Адмирал Кузнецов» произошло две аварии истребителей
  34. Су-33 упал с палубы из-за оборвавшегося троса
  35. Затонувший Су-33 невозможно уничтожить глубинными бомбами
  36. Затонувший Су-33 бомбить не будут — он разрушится сам
  37. Пожар на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ России «Адмирал Кузнецов»: погиб матрос. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012.

Литература

  • Заблоцкий В. П. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». («Морская коллекция». 2005. № 7.)
  • Морин А. Б. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». // Гангут. 1996. Вып. 11.
  • Морин А. Б. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». // Судостроение. 1998. № 5/6.
  • Фомин А. Су-33. Корабельная эпопея. — М.: Издательский дом РА «Интервестник», 2003.

Ссылки

  • ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
  • Тяжёлые авианесущие крейсера: Проект 11435, Проект 11436. Russian-Ships.info. Проверено 14 июля 2014.
  • ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вернулся из океанского похода
  • Перелёт Су-27КУБ под управлением В. Г. Пугачёва с базы Североморск-3 на ТАКР «Адмирал Кузнецов». 1999 год. (фото, видео)
  • Фотогалерея похода ТАКР в Северную Атлантику в 2004
  • Возвращение тысячи имен, lenta.ru, 04.02.2008

Шаблон:Link FA

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28