Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Х-35

23-10-2023

Х-35
индекс ГРАУ: 3М24, по кодификации НАТО: AS-20 «Kayak»
Противокорабельная ракета Х-35Э. Крыло в сложенном состоянии. МАКС-2009
Тип противокорабельная ракета
Статус эксплуатируется
Разработчик ОКБ Звезда / Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Главный конструктор Хохлов, Георгий Иванович[1]
Годы разработки С 1977 года[прим. 1]
Начало испытаний 1983 год1993 год
Производитель Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Стоимость единицы при экспортных поставках ориентировочно[прим. 2] 1 млн. долларов на 1994 год[2]
Основные эксплуатанты ВВС России
ВМФ России
ВМС Индии
Другие эксплуатанты Алжир
↓Все технические характеристики
 Изображения на Викискладе

Х-35Изделие 78», индекс ГРАУ — 3М24, по кодификации НАТО — AS-20 Kayak (рус. «каяк»)) — советская / российская противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455) для замены морально и технически устаревшей П-15 «Термит».

Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (рус. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Stooge» (рус. «марионетка»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

Содержание

История создания

Конструкция

Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации

Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.

Планер

Головка самонаведения

Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе. МАКС-2005

Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.[3]

Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой, АРГС-35[4], разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»)[1].

  • Радиолокационная ГСН АРГС-35
  • Угол горизонтального обзора, град от −45 до +45
  • Угол азимутального обзора, град от +10 до −20
  • Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
  • Вес, кг 40-47,5
  • Диаметр, мм 420
  • Длина, мм 700
  • Ограничения по применению ГСН:
    • осадки, мм/с до 4
    • волнение моря, баллов до 6
  • температура использования, C
  • от −50 °C до +50 °C

Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].

Радиовысотомер

Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[5].

Двигатель

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)

Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.

Боевая часть

Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Носители и совместимость

Самолётная модификация

Х-35У на левом поддвигательном пилоне самолёта Су-35С МАКС-2009

Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С

Вертолётная модификация

Вертолётный вариант ракет Х-35 применяется на Ка-27, Ка-28.

Корабельная модификация

Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твердотопливный ускоритель. МАКС-2009

На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[6]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[6].

Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а также снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[6].

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:

ПУ "Уран" на корабле "Ярослав Мудрый".

Сухопутная модификация

Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.
Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина

Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.

В состав БРК «Бал-Э» входят[12]:

  • Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
  • Пусковые установки — до 4 единиц.
  • Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.

Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.

Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[12]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[13].

«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[12].

Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[13].

Контейнерная модификация

В 2011 году на выставке IMDS-2011 был продемонстрирован контейнерный вариант комплекса. 4 ракеты и аппаратура управления размещались в стандартном 20-футовом контейнере.

Модификации

Эскиз ракеты Х-35УЭ в полётной конфигурации

В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения так же спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная[3] радиолокационная головка самонаведения Грань-К[14] позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта[15].

Статус: проходит испытания[16]

Тактико-технические характеристики

  • Дальность пуска, км:
    • 130 (Х-35)
    • 260 (Х-35УЭ)
  • Высота полёта, м:
    • на маршевом участке — 10-15
    • на конечном участке — 4
  • Скорость полёта соответствует М=0,9
  • Стартовая масса, кг:
    • в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
    • в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
  • Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
  • Масса боевой части, кг — 145
  • Длина ракеты, м:
    • в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
    • в самолётном варианте — 3,85
  • Диаметр ракеты, м — 0,42

Применение

На 2009 год информация о боевом применении ракет Х-35 отсутствует.

Тактика применения

Эксплуатанты

Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным

СССР/Россия

Индия

Алжир

Вьетнам

Поставки первых 16 противокорабельных ракет Х-35 во Вьетнам начались в 1999 году для вооружения переданных ранее 4 ракетных катеров проекта 1241 вместо устаревшего комплекса «Термит». Всего на сумму 70 млн долларов планировалось приобрести от 32 до 48 таких ракет. Так же планируется продажа ещё двух и постройка во Вьетнаме по лицензии дополнительно 10 ракетных катеров с комплексом «уран»[17].

Оценки ракеты

Достоинства

К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с низковысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[18].

Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а также удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.

Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно низковысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника низковысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.

Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а также обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.

Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[18].

Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[18].

Недостатки

К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта[18], а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.

Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[18], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.

Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.

Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[18].

Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.

Сравнение с аналогами

Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).

Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[19][20][21] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[22][23]

Год Страна Название Изображение (в маршевой полётной конфигурации) Макс. дальность, км Макс. скорость, Мах Длина, м Диаметр, м Масса, кг Масса БЧ, кг Тип наведения Носитель ПУ
1975  Франция Экзосет MM-38 42 0,95 5,2 0,35 735 165 ИНС + АРЛ Сам, НК
2010 Экзосет MM-40 Block III  ? 180 5,78 875 155
1980  США Гарпун (мод. А) 120 0,9 4,57 0,34 667 225 ИНС + АРЛ/ИК Сам, НК, ПЛ, НПУ
2009 Гарпун (мод. D2)  ? 280 5,18 742 235 ИНС + СП + АРЛ/ИК
1985  Швеция RBS-15 Mk1 90 0,8 4.33 0.5 770 200 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
2004 RBS-15 Mk3  ? 200 0,8 800 ИНС + СП + АРЛ
1985  Великобритания Sea Eagle 110 0,95 4,1 0,4 600 230 ИНС + АРЛ Сам
1989  КНР YJ-82 180 0,8 5,2 0,36 715 145 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
1993  Россия Х-35 130 0,9 3,75 0,42 530 145 ИНС + АРЛ/ИК Сам, Вер, НК, НПУ
2009 Х-35УЭ 260 530 ИНС + СП + А(П)РЛ
1996  Китайская Республика Сюнфэн 2 80 0,9 3,9 0,34 520 225 ИНС + АРЛ + ИК Сам, НК
2006  Республика Корея Хэсон 150 0,85 4,8 0,34 718 ИНС + АРЛ НК
2007  Норвегия Naval Strike Missile 185 0,95 3.95 410 125 ИНС + СП + ИК Сам, НК, НПУ

В таблице использованы следующие сокращения:
Тип системы наведения: «ИНС» — инерциальная навигационная система, «СП» — спутниковая навигационная система, «АРЛ» — активная радиолокационная ГСН, «А(П)РЛ» — активная и пассивная радиолокационная ГСН, «ИК» — инфракрасная ГСН
Тип носителя (размещения пусковой установки): «Сам» — самолёт, «Вер» — вертолёт, «НК» — надводный корабль, «ПЛ» — подводная лодка, «НПУ» — наземная мобильная пусковая установка (автомобиль)

Первой малогабаритной противокорабельной ракетой, фактически давшей начало этому классу оружия считается французская ракета «Экзосет». В ней были воплощены конструктивные решения, присущие большинству малогабаритных противокорабельных ракет — нормальная компоновка с крестообразным крылом, автономное активное самонаведение и использование радиовысотомера. Первые модификации «экзосета» оснащались твердотопливным ракетным двигателем, что ограничивало дальность её полёта. В более поздних модификациях французские конструкторы перешли на использование общепринятой для этого класса оружия турбовентиляторной силовой установки. Успешный опыт боевого применения данного оружия доказал его высокую эффективность. «Экзосет» является одной из наиболее распространённых в мире противокорабельных ракет и пользуется спросом на рынке вооружений.

Наиболее близким аналогом Х-35 обычно называют американскую ракету «Harpoon» («Гарпун»), разрабатывавшуюся примерно в тот же период, что и Х-35 и принятую на вооружение в 1980 году. Идентичность по решаемым задачам определили одинаковые подходы к их решению[4], которые каждая страна реализовала используя собственные разработки в области двигателестроения, ракетных технологий и радиоэлектроники. Сходство характеристик этих ракет настолько сильно, что Х-35 даже получила неофициальное ироническое прозвище «Harpoonski» (иногда ошибочно указывают как «Harpoonsky»).

По характеристикам Х-35 и «гарпун» очень близки: обе ракеты имеют сравнимую дальность; Х-35 несколько легче, но «гарпун» несёт более тяжёлую боевую часть. Стоимость ракет так же близка и лишь незначительно ниже у российского варианта. Несмотря на значительное сходство характеристик ракет Х-35 и «гарпун» различия между ними хорошо заметны как по внешнему виду, так и по компоновке. Так, у Х-35 электронное оборудование автопилота размещено за боевой частью, а у «гарпуна» — перед; отличается конструкция крыла и воздушного канала. Основным же функциональным отличием этих ракет называют более совершенную в плане помехозащищённости ГСН у ракеты Х-35[24]. Некоторые издания сообщали о возможной закупке американцами АРГН-35 для установки их на «гарпуны»[24].

См. также

Примечания

  1. В 1977 году представлено техническое предложение на ракету
  2. Источник отмечает, что окончательная цена определяется в ходе переговоров

Примечания

  1. ↑ Х-35 Уран  (рус.). Энциклопедия кораблей. Проверено 26 декабря 2009.
  2. Zvezda anti-ship missile aimed for export  (англ.). flightglobal (9.03.1993). Проверено 4 января 2010.
  3. ↑ Противокорабельная крылатая ракета Х-35 | Ракетная техника
  4. 1 2 Марковский В., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: Экспринт, 2006. — С. 43-46. — 48 с. — ISBN 5-94038-085-9
  5. Радиовысотомер РВЭ для противокорабельной ракеты Х-35Э  (рус.). ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро „Деталь“». Проверено 26 января 2010.
  6. ↑ «Уран-Э», корабельный ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой типа Х-35  (рус.). ОРУЖИЕ РОССИИ, Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники. Проверено 28 декабря 2009.
  7. Ракетный катер проект 10411  (рус.). Судостроительная фирма "Алмаз". Проверено 28 декабря 2009.
  8. ↑ Оружие Посейдона: Противник будет поражен  (рус.). Популярная механика (Сентябрь 2005). Проверено 2 января 2010.
  9. Type 25A Kora class  (рус.) (26.12.2006). Проверено 2 января 2010.
  10. Type 16A Brahmaputra class  (рус.) (08.02.2009). Проверено 2 января 2010.
  11. Type 15 Delhi class  (англ.) (08.02.2009). Проверено 2 января 2010.
  12. ↑ http://www.ktrv.ru/production/68/650/654/ Береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельными ракетами Х-35Э (3М-24Э)]  (рус.). Корпорация «тактические ракетные вооружения». — Описание БРК «Бал-Э» на сайте производителя. Проверено 29 декабря 2009.
  13. ↑ Бал-Э береговой ракетный комплекс  (рус.). Военный Информатор. Проверено 29 декабря 2009.
  14. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» впервые представила новую ГСН для Х-35Э
  15. «Супер-Уран» выходит на рынок  (рус.). журнал «Национальная оборона» (сентябрь 2009). Проверено 5 июля 2011.
  16. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»
  17. Оценка мирового рынка новых катеров и десантных кораблей в 2001-2010 гг. и на период до 2015 года  (рус.). АРМС-ТАСС (17.12.2007). Проверено 6 июля 2011.
  18. ↑ Противокорабельная крылатая ракета Х-35  (рус.). ИС «Ракетная техника» (2003 год). Проверено 4 января 2010.
  19. Противокорабельная ракета «Exocet»  (рус.). ИС «Ракетная техника». Проверено 29 декабря 2009.
  20. Противокорабельная ракета «Harpoon»  (рус.). ИС «Ракетная техника». Проверено 29 декабря 2009.
  21. Противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 (C-802)  (рус.). ИС «Ракетная техника». Проверено 29 декабря 2009.
  22. Sea Eagle  (рус.). Авиационная энциклопедия «Уголок неба». Проверено 16 января 2010.
  23. Hsiung Feng 2  (рус.). Авиационная энциклопедия «Уголок неба». Проверено 16 января 2010.
  24. ↑ Тень над морем  (рус.). Известия N 108 стр. 4 (28.06.05). Проверено 27 декабря 2009.

Ссылки

  • Противокорабельная крылатая ракета Х-35 ИС «Ракетная техника»
  • Тактическая противокорабельная ракета Х-35Э
  • Х-35 Противокорабельная крылатая ракета ОКБ «Звезда»
  • Видеозапись с государственных испытаний берегового ракетного комплекса «Бал» youtube

Х-35.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28