19-06-2023
Шала́-каза́хи, шалаказахи, устар. чала-казаки, чалаказаки (ед. ч. каз. шалақазақ, мн. ч. шалақазақтар — «полуказахи», «недоказахи») — этноним, обозначающий потомков татар, сартов, уйгуров и др. народов от казашек, который употреблялся в XVIII—XIX веках.
В настоящее время — уничижительное прозвище той части казахской нации, которая не владеет казахским языком, не чтит казахскую культуру и традиции. Это слово также означает того, чей отец или мать не являются казахами[1]. Противоположностью «шала-казаха» является «нагыз-казах» (каз. нағыз қазақ) — «настоящий казах». Тех казахов, которые полностью ушли от своих корней, в казахском обществе именуют «ада-казахами» (каз. ада қазақ — конченый, лишённый казах)[2]. Шала-казахами также именуют одно из подразделений рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш.
В казахском языке слово «шала́» означает «половинчатый»[3], «сырой»[4]. В паре с другими словами «шала» придаёт им смысл «неполноценности»: шала туған — «недоношенный», шала жансар — «полуживой», шала сауатты — «малограмотный».
Первые упоминания о шала-казахах (чала-казаки) встречаются в XVIII—XIX веках, когда этим термином обозначали социокультурную группу метисов — потомков переселившихся в казахские степи татар, выходцев из Средней Азии (сарты[5]) и таранчей[6] (илийские уйгуры), которые заключали браки с казашками[7], но находились вне казахской родоплеменной структуры. Первое поколение шала-казахов владело казахским языком, а для последующих он стал родным. Помимо перечисленных, шала-казахами называют подразделение рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш (род Аскара Акаева). Современных шала-казахов и исторических шала-казахов роднит только название[8].
До середины XIX века шала-казахи не включались в административно-территориальные единицы и, как следствие, в общую численность населения[9]. Шала-казахи не платили никаких податей. Достаточно было назваться этим именем и можно было долгие годы не нести никаких повинностей в отношении своей страны, что привело к увеличению их числа и сокрытию в их рядах многих беглых татар и русских солдат. В 1851 году был поднят вопрос об обложении шала-казахов податями и причислении их к киргизским (казахским) волостям[10].
Значительное число шала-казахов селилось в горах, ущельях и труднодоступных речных долинах, вдали от властей[10]. Вместе с казаками, используя сети и малые неводы, занимались рыбным промыслом в горах и малых заливах Зайсана, реках Курчум, Кокпектинка и Большом и Малом Буконях[11]. Из официальных сведений того времени известно, что шала-казахи земледелием совсем не занимаются, кочуют вместе с киргизами (казахами) и мало чем отличаются от них в быту[12].
Большое число шала-казахов проживало на территории Большой орды, в Кокпектинском и Аягузском округах. Они были равными с казахами в правах и говорили на тюркских языках — узбекском и казахском[13]. Известно, что Чокан Валиханов интересовался населявшими Аягуз чалаказаками[14].
Чолак-казаки из Туркестанского альбома (1865 — 1872)
Доктор филологических наук, профессор Мекемтас Мырзахметулы (каз. Мекемтас Мырзахметұлы) утверждает, что шала-казахи в современном понимании появились в миссионерских русско-туземных школах, откуда вышли первые крещёные казахи. В советское время туземные школы заменили смешанные школы, коих на сегодняшний момент в Казахстане насчитывается более 2 тысяч. По словам Мырзахметулы, смешанные школы стали «фабрикой шала-казахов»[15]. По мнению казахстанского политолога Айдоса Сарыма, разделение между «настоящими» и «шала» казахами состоялось в 80-е годы XX столетия, когда многие стали интересоваться своими корнями, а истоки вопроса берут начало в 50-х годах XX века[16].
В современном Казахстане под шала-казахами в первую очередь подразумеваются казахи, внедрившиеся в «Шала-қазақ» симпатии автора полностью находятся на стороне шала-казахов, которых он рисует в позитивном ключе, представляя умными и образованными[16].
Казахские национал-патриоты называют «шала-казахами» и тех, кто не знает родного языка и презирает свою этническую принадлежность, и тех, кто не отрицают свою принадлежность к нации[17]. Основным требованием нацпатов является владение казахским языком всех «обрусевших» казахов и представителей других национальностей, ибо он является государственным языком Казахстана. По словам казахского писателя Смагула Елубая (каз. Смағұл Елубай), все ссылающиеся на равенство русского с государственным языком «за 20 лет даже не научились здороваться по-казахски или просто этого не хотят», почти все националисты Казахстана владеют и русским, и казахским, а противящиеся реформам русскоязычные владеют одним только русским[18]. «Если бы все русскоязычные владели двумя основными языками республики, языковая проблема отпала бы сама собой», — отметил он.
И среди самих казахов есть люди, не знающие казахского языка, вы сами знаете. И это тоже не их вина, их родители жили в русскоязычной среде. И не надо их называть шала-казахами или как-то в этом роде, все мы казахи. И представители других народов разве виноваты, что не говорят на казахском? Нет, не виноваты. Это необходимо понимать.
По мнению исследователя Талгата Мамыраимова, причиной такого разделения является «комплекс неполноценности» среди казахского народа и интеллигенции вследствие того, что казахская культура в советское время была объявлена «отсталой», а русская — «передовой». Во времена СССР говорить на казахском и быть носителем этой культуры считалось «неприличным», а незнание русского стало признаком «мамбетизма» и препятствовало карьерному росту[17].
По словам Болата Жанаева, «культурная пропасть между казахскоязычными и русскоязычными казахами сильно преувеличена», ибо у всех шала-казахов есть родственники нагыз-казахи и они с детства перенимают многие казахские традиции[8].
Один спикер парламента заявил при объявлении независимости: «А от кого мы объявляем независимость?». Он даже не понимал, что мы жили в зависимости от воли Центра — Кремля. Он имел партийное кресло, и ему казалось, что народ живёт в раю. Не понимал он, зачем казахам независимость. Потому что коммунистам жилось хорошо в Союзе. То, что казахи ассимилируются, теряют последний оплот идентичности — родную речь, их абсолютно не волновало. Они свято верили в Советский Союз и поклонялись не Богу, а Центральному комитету КПСС.
— Смагул Елубай
…на наш взгляд, особенно остро сегодня в Казахстане стоит проблема языка. В настоящее время — это язык только казахов, а не всего населения в целом. И если закон о двуязычии не работает, мы как независимое государство должны принять другой закон, проблему надо решать.
— Дос Кошим[20]
Шала-казахским языком называют пиджинизированный казахский язык со множеством заимствований из русского, аналог суржика на Украине и трасянки в Белоруссии. По данным социологического опроса «31 канала» Казахстана, самыми популярными шала-казахскими выражениями среди учащихся стали фразы «красавчик», «столовый» (рус. столовая), «грузить етпе» (рус. не грузи), «мешать етпе» (рус. не мешай), «поздравить ету» (рус. поздравить) и др.[21]
Феномен шала-казахов обыгрывался сначала в рубрике скетчкома «Қызық Радиосы» на канале КТК, где «шала-казахскую» рубрику вели Нуртас Адамбаев и Даут Шайхисламов, затем в скетчкоме «Наша KZаша», в котором шала-казахский «преподаётся» уже в школе.
|
|||
---|---|---|---|
Бывший СССР | |||
Остальной мир |
|||
Для чужеродных | |||
См. также | |||
|
Казахские племена | |
---|---|
Старший жуз | Албаны · Шанышкылы · Дулаты · Жалайыр · Канлы · Ошакты · Суаны · Сиргели · Шапрашты · Ысты · Сары Уйсын |
Средний жуз | Аргыны · Найманы · Кыпчаки · Коныраты · Кереи · Уак |
Младший жуз | Байулы · Алимулы · Жетыру · Ногай-казах |
Не входят в жузы | Торе · Кожа · Толенгиты |
Другое | Родство у казахов · Казахское шежире · Жузы · Шала-казахи |
Шала-казахи.