Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа Ту-124 под Кирсановом

27-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 5484 Аэрофлота
Общие сведения
Дата

29 августа 1979 года

Время

00:26 МСК

Характер

Разрушение в воздухе из-за высоких аэродинамических перегрузок

Причина

По неустановленной причине выпустились закрылки

Место

пойма Вороны, близ деревни Иноковка 1, Кирсановский район Тамбовской области (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Ту-124В компании Аэрофлот

Модель

Ту-124В

Авиакомпания

Аэрофлот (Приволжское УГА, 1-й Казанский ОАО)

Пункт вылета

Одесса (УССР)

Остановки в пути

Борисполь (Киев, УССР)

Пункт назначения

Казань (ТАССР, РСФСР)

Рейс

5484

Бортовой номер

CCCP-45038

Дата выпуска

12 февраля 1963 года

Пассажиры

58

Экипаж

5

Погибшие

63 (все)

В среду 29 августа 1979 года в Кирсановском районе Тамбовской области потерпел катастрофу Ту-124В компании Аэрофлот. Самолёт выполнял рейс 5484 (ОдессаКиевКазань), когда через час после вылета из аэропорта Киева он развалился в воздухе. Погибли все находящиеся на борту 63 человека — крупнейшая катастрофа в истории Ту-124, после чего Министерство гражданской авиации Советского Союза прекратило эксплуатацию данных авиалайнеров.

Содержание

Самолёт

Ту-124В с бортовым номером 45038 (заводской — 3351003, серийный — 10-03) был выпущен Харьковским авиазаводом 12 февраля 1963 года, а 26 февраля передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления ГВФ. 15 февраля следующего года авиалайнер был направлен в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления Международных воздушных сообщений (ЦУМВС), а 26 декабря в том же году — в 1-й Казанский авиаотряд Приволжского управления ГВФ. Изначально самолёт имел салон на 44 пассажирских места, но позже был переделан на 56-местный. На момент катастрофы борт 45038 имел 23 232 часа налёта и 18 369 посадок[1].

Катастрофа

В тот день авиалайнер пилотировал экипаж из 261-го лётного отряда в составе командира Геннадия Воробьёва (47 лет), второго пилота Геннадия Афонина (41 год), штурмана Геннадия Пономарёва (32 года) и бортмеханика Петра Стадника (42 года). В салоне работала стюардесса Надежда Лобашова (30 лет)[2].

Ясной ночью с 28 на 29 августа в 23:21 МСК авиалайнер вылетел из киевского аэропорта Борисполь после промежуточной посадки и занял эшелон 9000 метров при скорости по приборам 525—530 км/ч. В его 56-местном салоне находились 58 пассажиров: 53 взрослых и 5 детей. Полёт на эшелоне проходил под контролем автопилота. В 00:23 экипаж рейса 5484 связался с Пензенской РДС и доложил о входе в зону. После этого самолёт больше на связь не выходил и на вызовы диспетчеров не отвечал[3].

Ту-124 летел со скоростью 530 км/ч по магнитному курсу 65°, когда в 00:24:35 начали выпускаться закрылки. Экипаж заметил, что самолёт начал снижаться и уменьшилась вертикальная перегрузка, в связи с чем в 00:24:43 выключил автопилот по каналу тангажа. Закрылки продолжали выпускаться, что приводило к увеличению вертикальной скорости снижения, поэтому экипаж потянул штурвал на себя и выровнял авиалайнер, при этом выключив автопилот по крену. Однако в 00:24:52 по неустановленным причинам усилие на штурвал ослабло. Несколько секунд спустя закрылки выпустились полностью на 30°, и одновременно штурвал отклонился от себя, что сразу ввело самолёт в пике, а его скорость начала быстро расти и вскоре превысила допустимую 590 км/ч[3].

В 00:25:13, спустя 37,5 секунд с момента начала выпуска закрылков, самолёт на высоте 6 километров нёсся вниз с поступательной скоростью 660 км/ч и с вертикальной 36 м/с, когда на правом крыле воздушным напором оторвало внутренний закрылок, а следом и внешний. Из-за этого лобовое сопротивление данного крыла значительно возросло и Ту-124 перешёл в правый штопор, вращаясь с угловой скоростью 45°/сек (7,5 оборотов в минуту). В 00:26 на высоте 3 километра скорость лайнера достигла 860 км/ч при скорости снижения 78 м/с. Перегрузка к этому моменту достигла 5g, в результате чего у самолёта оторвало левое крыло, а следом разрушился и фюзеляж[3].

Обломки самолёта были обнаружены в 7:40 утра по московскому времени близ деревни Иноковка 1 в Кирсановском районе Тамбовской области в пойме реки Вороны. Общая площадь их разброса имела размеры 10 750 на 1650 метров (площадь разброса обломков фюзеляжа — около 10 000 на 1200 метров). Все 63 человека на борту самолёта (5 членов экипажа, 53 взрослых пассажира и 5 детей) погибли[3]. Это крупнейшая катастрофа Ту-124[4].

Причина

Причину выпуска закрылков комиссия не смогла выяснить ввиду того, что не была найдена значительная часть электрической системы по управлению закрылками, включая промежуточное реле управления и провода до контакторов выпуска закрылков. Существуют лишь предположения, почему это произошло[3].

  1. Командир случайно переместил рукоятку переключателя на угол, достаточный, чтобы переключатель сработал на «выпуск». Ранее проводившиеся проверки фиксатора данного переключателя на 16 самолётах Ту-124 уже подтверждали вероятность возникновения данной ситуации.
  2. Подача двух-трёх ложных сигналов в электрической системе управления закрылками. Сигналы могли попасть с соседних проводов, причём не сразу одновременно, а с некоторой задержкой, а потому не выявляться при проверках системы на работоспособность. Проверка 6 самолётов Ту-124 с аналогичным монтажом схемы электрической системы управления закрылками однако показала, что они имеют вполне удовлетворительное состояние
  3. Экипаж намеренно выпустил закрылки, чтобы скомпенсировать неконтролируемое увеличение силы тяги в результате помпажа одного из двигателей[5].

Также не было выяснено, почему в 00:25:13 экипаж ослабил усилие на штурвал, что привело к вводу самолёта в пике. На этот счёт также существуют лишь предположения[3].

  1. Экипаж был дезинформирован показаниями вариометра, который при отрицательной вертикальной скорости (снижение) 40—45 м/с показывал совсем противоположное — положительную (подъём) 15—20 м/с.
  2. Экипаж отвлёкся на выполнение какой-либо операции в кабине, включая, например, уборку закрылков, проверку положения интерцепторов, снижение мощности двигателей и так далее.
  3. Слишком высокие нагрузки на штурвал (вследствие выпущенных закрылков и высокой скорости).
  4. Из-за возникшей отрицательной перегрузки экипаж не мог приложить достаточное усилие на штурвал.
  5. Сочетание сразу нескольких перечисленных выше причин.

Непосредственно в заключении причиной катастрофы комиссия назвала конструктивные недостатки переключателя закрылков (ЗППН-45) со стороны левого пилота (командира) по части его размещения и фиксации[3].

Факт

Для борта 45038 это было уже второе происшествие с погибшими. 27 июля 1966 года близ Запорожья перегруженный авиалайнер (90 человек на борту) попал в мощный вертикальный воздушный поток. Один из пассажиров скончался от сердечного приступа, а сам самолёт был восстановлен.

Последствия

После катастрофы под Кирсановом все полёты пассажирских Ту-124 в Советском Союзе были прекращены. Однако некоторое время данные самолёты ещё продолжали эксплуатироваться министерством авиапромышленности и ВВС[1].

Примечания

  1. ↑ Туполев Ту-124В Бортовой №: CCCP-45038. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 11 апреля 2013. Проверено 31 марта 2013.
  2. Кроме «Булгарии», был Ту-124. БИЗНЕС Online (12.07.2011). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 31 марта 2013.
  3. ↑ Катастрофа Ту-124В Приволжского УГА в Тамбовской области. airdisaster.ru. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 31 марта 2013.
  4. Aircraft accident Tupolev 124V CCCP-45038 Kirsanov  (англ.). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 31 марта 2013.
  5. АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ → Ту-124. Forumavia.ru. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 31 марта 2013.

Катастрофа Ту-124 под Кирсановом.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28