05-05-2023
Катастрофа под Лиепаей | |
Последствия катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
00:57 |
Характер |
CFIT (врезался в деревья) |
Причина |
Ошибка экипажа и УВД, нарушение центровки |
Место | |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Латвийское РПО ГА, Рижский ОАО) |
Пункт вылета |
Центральный (Омск, РСФСР) |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
CCCP-65031 |
Дата выпуска | |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
4 |
Раненые |
1 |
Выживших |
1 |
В четверг 22 марта 1979 года под Лиепаей потерпел катастрофу Ту-134А компании Аэрофлот, выполнявший рейс Омск—Горький—Лиепая, в результате чего погибли 4 человека.
Содержание |
Ту-134А с бортовым номером CCCP-65031 (заводской — 48530, серийный — 36-07) был выпущен ХГАПП 27 июля 1976 года, а через два дня был передан МГА, которое направило его в Рижский авиаотряд Латвийского РПО ГА. Изначально самолёт выполнял пассажирские рейсы, но вскоре был переделан в грузовой, хотя бюллетеней на такое в то время ещё не существовало. Переделка самолёта была проста — убрали все пассажирские сидения из салона, получив таким образом просторный отсек. К моменту катастрофы авиалайнер имел 3894 часа налёта[1].
В ночь с 21 на 22 марта самолёт выполнял грузовой рейс в ходе которого ему предстояло доставить из Омска в Лиепаю комплектующие для местного радиозавода — филиала рижского завода «Коммутатор» (выпускал средства связи). Так как при переделке самолёт не был оборудован грузовой дверью, то погрузка осуществлялась через переднюю пассажирскую дверь. При этом грузчики, чтобы облегчить себе работу, начали относить в конец самые лёгкие ящики, а самые тяжёлые помещать в передней части, поближе к двери. При этом груз не взвешивался, а центровочный график не составлялся. В результате у самолёта центровка была больше предельно допустимой передней. Также впоследствии выяснилось, что общий вес груза составлял 8 тонн, из-за чего Ту-134 был перегружен на 752 килограмма[2].
В 22:49 МСК самолёт вылетел из Горького, где осуществлял промежуточную посадку[3]. Управлял им экипаж, состоящий из командира Николая Дмитриева, второго пилота Валерия Кузнецова, штурмана Владимира Сапунова, бортмеханика Юрия Степанова и бортпроводника-оператора Карамелло Каулиньша[2].
Время уже было за полночь, когда Ту-134 подходил к Лиепае, но работа аэропорта была специально продлена для приёма данного рейса. В 00:53 экипаж получил данные о погоде: мокрый снег 1020, вертикальная видимость 100, ветер 230° 12 с порывами до 16, давление +748 мм рт.ст. Это соответствовало погодному минимуму, при котором Ту-134 мог осуществлять посадку, но это не соответствовало погодному данного аэропорта, то есть диспетчер в такой ситуации должен был отправлять самолёт на запасной аэродром. Однако тот этого не сделал и Ту-134 начал заходить на посадку магнитным курсом 248°, пилотировал его при этом второй пилот[2][3].
Пилоты начали снижение сразу после выпуска закрылков. Из-за нарушения центровки, авиалайнер был выровнен в горизонтальном полёте только на высоте 310 метров и на скорости 265 км/ч, тем самым зайдя в глиссаду с опозданием, а также его постоянно раскачивало из стороны в сторону и взад-вперёд. Летя в облаках, Ту-134 прошёл ДПРМ на высоте 180 метров, после чего экипаж вновь начал снижаться, хотя самолёт в это время находился правее и ниже глиссады. После прохода высоты принятия решения (ВПР) 80 метров пилоты не стали сразу уходить на второй круг, хотя и не наблюдали при этом землю. Также они начали направлять авиалайнер влево, намереваясь вернуться на линию курса, вертикальная скорость же достигла 8 м/с[3].
Высота полёта была 60 метров, когда наконец экипаж решил уходить на второй круг, но перегруженный самолёт слушался штурвала с трудом. В 1690 метрах от торца полосы и в 155 метрах правее её оси Ту-134, находясь на высоте 10—12 метров над землёй, врезался в деревья, повредив себе при этом левое крыло. От удара авиалайнер развернуло влево, он пересёк ось полосы и в 00:57 с левым креном 45° врезался в двухметровую железнодорожную насыпь и, разрушившись, загорелся[3].
В катастрофе погибли 4 из 5 членов экипажа, выжил лишь бортмеханик, который получил телесные травмы[3].
Непосредственной причиной катастрофы следственная комиссия назвала ошибку экипажа в пилотировании, который осуществлял посадку при погодном минимуме ниже допустимого. Также он снижался на высокой вертикальной скорости даже после прохода ВПР, пытаясь при этом увидеть землю, что исключило возможность безопасного ухода на второй круг. Помимо этого, по мнению комиссии, катастрофе способствовали неудовлетворительная загрузка самолёта в Омске, а также неудовлетворительное метеообеспечение аэропорта, так как в 00:55 синоптик не предупредил диспетчера об ухудшении погоды, а наблюдение с БПРМ не велось, что к тому же требовало повышения погодного минимума для аэропорта в полтора раза[3].
← 1978 · Авиационные происшествия и инциденты 1979 года · 1980→ | |
---|---|
Катастрофа в Антарктиде (2 января) — Рейс 7502 Аэрофлота (15 января) — Катастрофа под Белгородом (18 января) — Рейс 967 Varig (30 января) — Рейс 600 Alia (14 марта) — Рейс 1691 Аэрофлота (17 марта) — Катастрофа в Лиепае (22 марта) — Рейс 37293 Аэрофлота (26 марта) — Катастрофа под Тобольском (12 апреля) — Авария в Уфе (19 мая) — Рейс 191 American Airlines (25 мая) — Рейс 1643 Аэрофлота (3 августа) — Столкновение над Днепродзержинском (11 августа) — Рейс 5484 Аэрофлота (29 августа) — Рейс А-513 Аэрофлота (3 сентября) — Рейс 564 Аэрофлота (16 ноября) — Рейс 901 Air New Zealand (28 ноября) — Катастрофа под Комсомольском-на-Амуре (10 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ту-134 под Лиепаей.