Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа рейса 901 Air New Zealand

27-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 901 Air New Zealand

DC-10-30 за секунду до столкновения с Эребусом (компьютерная реконструкция)
Общие сведения
Дата

28 ноября 1979 года

Время

12:49 (UTC+12)

Характер

CFIT (врезался в гору)

Причина

Неверный план полёта, отсутствие у пилотов опыта полётов в условиях антарктического климата

Место

вулкан Эребус, остров Росса (Антарктида)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


DC-10-30 ZK-NZP в лондонском аэропорту Хитроу (Великобритания) в июле 1977 года, за 2 с лишним года до катастрофы

Модель

DC-10-30

Авиакомпания

Air New Zealand

Пункт вылета

Международный аэропорт Окленд (Новая Зеландия)

Остановки в пути

Международный аэропорт Крайстчерч (Новая Зеландия)

Пункт назначения

Международный аэропорт Окленд (Новая Зеландия)

Рейс

NZ 901

Бортовой номер

ZK-NRC

Дата выпуска

1974 год

Пассажиры

237

Экипаж

20

Погибшие

257 (все)

Катастрофа 28 ноября 1979 года широкофюзеляжного реактивного авиалайнера DC-10 новозеландской компании Air New Zealand, выполнявшего экскурсионный рейс в Антарктиду. Самолёт столкнулся в условиях облачности со склоном горы Эребус. В катастрофе погибли все 237 пассажиров и 20 членов экипажа.

Содержание

Антарктические экскурсии

Подобные экскурсионные полёты Air New Zealand проводила с 1977 по 1979 год. Самолёт с экскурсантами и гидом вылетал из Оклендского аэропорта и, достигнув побережья Антарктиды, снижался у залива Мак-Мёрдо. Гид вёл экскурсию, а пассажиры могли любоваться антарктическими ландшафтами. По окончании 8630-километровой авиаэкскурсии самолёт возвращался назад, в Новую Зеландию. Стоимость одного экскурсионного билета составляла в 1979 году 359 новозеландских долларов (≈1200 долл. в ценах 2010 года)[1][2].

Для антарктических полётов авиакомпания использовала один из восьми своих DC-10-30. Самолёт, как правило, заполняли, оставляя 15 % пассажирских кресел пустыми. Это позволяло пассажирам комфортнее перемещаться по салону и пользоваться иллюминаторами.

Рейс 901

Для командира воздушного судна Джима Коллинса и второго пилота Грега Кэссина это был первый полёт в Антарктиду. Несмотря на это, они были опытными пилотами, и полет считали простым. 9 ноября 1979 года, за 19 дней до злосчастного рейса, Коллинс и Кэссин посетили брифинг, на котором получили копию плана предыдущего полёта[3].

Однако, как выяснилось после катастрофы, координаты в этом плане отличались от изначального плана полёта, который был одобрен в 1977 году новозеландским отделом транспортного подразделения гражданской авиации. В одобренной версии плана полёт должен был проходить от мыса Халлетт до маяка Мак-Мердо, который проходил непосредственно над 3800-метровым пиком вулкана Эребус. Вместе с тем, версия плана, полученная Коллинсом, соответствовала полёту примерно на 27 миль западнее Эребуса. Большинство предыдущих экскурсионных антарктических полётов также проходило с этой навигационной ошибкой[4].

Рейс 901 вылетел в 08:00 из Оклендского международного аэропорта, а через 11 часов должен был вернуться в международный аэропорт Крайстчерча. Далее должна была следовать дозаправка и возвращение в Окленд около 21:00.

Причины катастрофы

Навигационная ошибка возникла из-за нескольких факторов:

  • неверного плана полёта, заложенного в бортовой компьютер;
  • переоценки экипажем своих возможностей;
  • снижения ниже предписанной высоты;
  • отсутствия у экипажа опыта полётов в Антарктику.

Система предупреждения о сближении с землёй GPWS сработала, но экипаж не успел набрать высоту.

Жертвы

Гражданство погибших в катастрофе пассажиров и членов экипажа[3][5]:

Государство Пассажиры Экипаж
Новая Зеландия Новая Зеландия 180 20
Япония Япония 24
США США 22
Великобритания Великобритания 6
Канада Канада 2
Австралия Австралия 1
Франция Франция 1
Швейцария Швейцария 1
Всего 237 20

См. также

Примечания

  1. The Erebus Story — The loss of TE901: Visitors to Antarctica — There and Back in a Day  (англ.). Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012. Проверено 1 декабря 2009.
  2. RBNZ — New Zealand Inflation Calculator  (англ.).
  3. ↑ New Zealand Disasters: Aircraft Accident: DC. 10 ZK-NZP Flight 901  (англ.). Christchurch City Libraries. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 11 июля 2006.
  4. Mahon Peter Verdict on Erebus. — Collins. — ISBN 0-00-636976-6  (англ.)
  5. Roll of Remembrance  (англ.). Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012. Проверено 5 ноября 2009.

Ссылки

  • Accident Photo: Air New Zealand 901  (англ.). AirDisaster.Com. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012.
  • CVR Transcript: Air New Zealand 901  (англ.). AirDisaster.Com. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012.


Катастрофа рейса 901 Air New Zealand.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28