15-10-2023
«Воробьёвы горы»
Сокольническая линия
|
|
Московский метрополитен | |
«Воробьёвы горы» после реконструкции
|
|
Дата открытия: |
12 января 1959 года, повторное открытие 14 декабря 2002 года |
---|---|
Дата закрытия: |
20 октября 1983 года на реконструкцию |
Проектное название: |
Ленинские горы |
Прежние названия: | |
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
Сооружена по уникальному спецпроекту в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Ширина платформы, м.: |
15 |
Архитекторы: |
М.П. Бубнов, А.С. Маркелов, М.Ф. Марковский, А.К. Рыжков, Б.И. Тхор; Реконструкция: Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров, Г. С. Мун, Н. В. Расстегняева, Н. И. Шумаков, соавтор Н. Н. Солдатова |
Архитекторы вестибюлей: |
Н.И. Демчинский, Н.А. Алёшина |
Инженеры-конструкторы: |
О.А. Сергеев, В.В. Жаркова, И.Л. Жуков; Реконструкция: Н. Корнеева, Е. А. Мелешонкова, Е. Белярова |
Станцию возвело: |
СМУ-5 с участием СМУ-6, СМУ-4 и УСР Мосметростроя |
Выход к улицам: |
Лужнецкая набережная, Воробьёвская набережная, ул. Косыгина |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
северный выход — 5:35 |
Время закрытия: |
северный выход — 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
016 |
Сокольническая линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Воробьёвы го́ры» (до 12 мая 1999 года «Ле́нинские го́ры») — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Спортивная» и «Университет». Северный выход находится на территории района Хамовники Центрального административного округа, южный — на территории района Раменки Западного административного округа и Гагаринского района Юго-Западного административного округа Москвы.
Названа по историческому району Воробьёвы горы. Первая в мире станция метро, расположенная на мосту над рекой[1].
Содержание |
Станция метро «Ленинские горы» была открыта 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная» — «Университет». Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооруженного в 1958 году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение. По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены до конца нормы строительства. Стремление минимизировать затраты стало причиной замены металлических опор на железобетонные, привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль в целях ускорения бетонирования. Дело в том, что соль понижает температуру замерзания воды, что было важно, так как работы велись в зимнее время. Однако это способствовало интенсивной коррозии элементов арматуры. Весной же, когда таял снег, из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. 8 июля 1959 года в Москве прошёл сильнейший ливень, едва не парализовавший работу всей линии: вода, смешанная с грязью, проникала прямо в поезда. Затем начал обрушаться потолок. Дело дошло до того, что в июне 1960 года с высоты 4 метров упали дюралевые листы карниза. Тогда никто не пострадал. Впоследствии стали появляться продольные трещины в бетонных перекрытиях, что и привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию.
Для пассажиров станция закрылась 20 октября 1983 года[2], с 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам, сооружённым на самостоятельных опорах по обе стороны основного, однако верхний ярус был закрыт значительно позже из-за отсутствия равноценной объездной магистрали. Проведение ремонтных работ было серьёзно затруднено в связи с начавшейся в то время в СССР перестройкой и, как следствие, тотальной нехваткой денег, которая распространилась и на 1990-е годы. Официально реконструкция производилась в течение 19 лет, однако самая активная фаза работ пришлась на 1999—2002 годы, в период строительства Третьего транспортного кольца (был построен Бережковский мост, и таким образом появилась возможность объезда). 12 мая 1999 года полностью разобранная станция получила современное название.
Летом 2002 года было существенно ограничено движение поездов по мосту. С 6 июля по 5 августа 2002 года участок «Спортивная» — «Юго-Западная» был полностью закрыт. Строители за это время подвели конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложили пути и восстановили 360 метров тоннелей, произвели остекление станции стеклопакетами.
Повторно станция открылась 14 декабря 2002 года. По сути, она была полностью построена заново. Ширина станции была увеличена на 3 метра, при этом платформенную часть станции было решено оставить на старых опорах.
Станция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля (оборудованного эскалатором) можно выйти на Лужнецкую набережную и олимпийскому спортивному комплексу «Лужники». Из южного вестибюля можно выйти на Воробьёвскую набережную (через нижний зал) и к природному заказнику «Воробьёвы горы» (через верхний зал).
Неподалёку от станции в природном заказнике «Воробьёвы горы» находится ранее работавшая в 1959—1983 гг. эскалаторная галерея, которая выполняла функцию трансфера пассажиров из метро и парка на улицу Косыгина и обратно. Галерея была сооружена по типовому проекту одновременно со станцией. Она была оборудована трёхленточным эскалатором и имела два вестибюля — верхний (на ул. Косыгина) и нижний (в парке). До станции пассажирам приходилось идти по существующим парковым тропинкам.
После реконструкции станции из-за проблем с техническим расчётом и отсутствием финансирования галерея не была восстановлена (см. фото справа). Сейчас на станцию и на улицу Косыгина можно попасть лишь пешком через лесопарк, поднявшись по обходным тропинкам[1] или воспользоваться платной канатной дорогой, которая находится далеко от станции.
Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение.
Оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зелёным мрамором. Путевые стены сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас. С них открывается вид на Москву-реку, Воробьёвы горы, Большую Спортивную Арену Лужников и новое здание Академии наук. Пол выложен серым гранитом.
Нетрадиционно оформлено на станции помещение дежурного: оно представляет собой «капитанский мостик», который возвышается над платформой.
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По нечётным числам | ||
По чётным числам | ||
В сторону станции | 5:52:00 | 5:52:00 |
5:52:00 | 5:52:00 | |
В сторону станции | 5:43:25 | 5:43:25 |
5:43:25 | 5:43:25 |
Воробьёвы горы (станция метро).