21-09-2023
БТР-3Е1 на выставке вооружений, 2009 год | |||||||||||||||||||||||||||||
БТР-3Е1 | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 16,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 6[1] | ||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ХКБМ | ||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Киевский бронетанковый завод | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 2001 | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 2001 | ||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7650 | ||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2900 | ||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2860 | ||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная) | ||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 30-мм ЗТМ-1 | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная малокалиберная автоматическая пушка | ||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 350 | ||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | БТС: 2,0[2] БОТС и ОФЗС: 4,0 ПТУР: 5,0[3] |
||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | оптико-телевизионная система с дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях | ||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм КТ-7.62 | ||||||||||||||||||||||||||||
Другое вооружение | ПТРК «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117 |
||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 325 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 100 | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,7 | ||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8×8/4 (две передних оси) | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает со скоростью до 8 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на ВикискладеБТР-3 |
БТР-3 — современный украинский бронетранспортёр, разработанный Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Является глубокой модернизацией бронетранспортёра БТР-80[6].
Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР используется для оснащения подразделений способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения.
Разработка БТР-3 началась в 2000 году. Первый БТР-3У «Guardian» проектировался по техническому заданию компании ADCOM из ОАЭ[7] для участия в конкурсе на поставку БТР для морской пехоты ОАЭ. Первая машина была сделана на базе БТР-94 - модернизации БТР-80, разработанной по заказу Иордании на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ХЗТМ), в КБ отдела «65»[8]. Разработка конструкции БТР-3 была завершена в 2002 году[9]. Помимо ХКБМ, в разработке и создании БТР-3 и его модификаций участвовали "Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового вооружения" (Украина), "ADCOM Manufacturing Company Ltd. WLL" (ОАЭ), "Deutz AG" (ФРГ) и "Allison Transmission" (США)[10]. В производстве БТР-3 задействованы 10 предприятий концерна "Укроборонпром"[11].
Корпуса БТР-3 делаются путём переработки оставшихся после распада СССР на Украине БТР-80 и БТР-70 производства Арзамасского машиностроительного завода[12][13].
Сборка БТР-3 осуществляется на Киевском бронетанковом заводе.
Эксплуатационные затраты у БТР-3Е меньше, чем у БТР-4, в июне 2014 они составляли около 5 тыс. гривен в месяц[14].
По состоянию на начало 2015 года, предприятиями военно-промышленного комплекса Украины был освоен выпуск 90% компонентов и комплектующих к БТР-3[9]. Как сообщил в интервью директор Киевского бронетанкового завода В. Лисица, по результатам двенадцати месяцев интенсивной эксплуатации в условиях боевых действий, к началу ноября 2015 года в конструкцию БТР-3 были внесены почти 740 изменений, в результате которых были устранены имевшиеся ранее недочёты, повышены боевая эффективность и технологичность производства (в частности, изменено расположение сварных швов). Кроме того, были начаты работы по созданию опытного образца БТР-3 с двигателем MAN немецкого производства[15].
В начале ноября 2015 года на выставке вооружения «Defense & Security-2015» было подписано рамочное соглашение о намерении начать производство БТР-3Е1 и запасных частей к ним на территории Таиланда[16].
БТР-3 имеет сходную с советскими БТР-70/80 компоновку с расположением отделения управления в передней части корпуса, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины.
БТР способен вплавь форсировать водные преграды. На плаву приводится в движение одним водометным движителем, установленным в кормовой части корпуса. Для преодоления водной преграды, водитель, не выходя из бронетранспортёра, активирует водоотражательный щиток и включает водооткачивающие насосы.
Штатный экипаж БТР-3Е1 состоит из двух человек: механика-водителя и оператора боевого модуля. Десантный отсек бронетранспортёра вмещает до 8 мотострелков, которые заходят в машину и выходят из неё через двухстворчатые бортовые люки с каждой стороны корпуса. Нижняя часть двери опускается вниз и формирует ступеньку, а верхняя часть открывается в сторону по ходу движения машины. На крыше также имеются люки.
Также на БТР-3Е1 установлены автоматическое противопожарное оборудование в моторно-трансмиссионном отделении и система кондиционирования воздуха.
БТР-3Е1 имеет дифференцированную противопульную броню и противоосколочную защиту из материала типа кевлар. Броневой корпус собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали. Большинство листов вертикального бронирования БТР-3, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона.
Броневой корпус БТР-3 имеет обтекаемую форму, повторяющую БТР-80 (с целью обеспечения движения по воде), однако по отдельному заказу возможен выпуск БТР-3 с увеличенной на 150 мм высотой десантного отделения[9].
Рулевое управление оснащено гидроусилителем руля. Для повышения маневренности четыре передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортёр оборудован централизованной системой регулировки давления в шинах, что даёт возможность водителю быстро менять давление для преодоления трудных участков бездорожья.
Двигатель и трансмиссия
На БТР-3У «Гардиан» устанавливается двигатель Deutz BF6M1015, мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066, либо двигатель УТД-20, мощностью 300 л.с. [8]
На последней версии бронетранспортёра БТР-3Е1, устанавливается турбированный рядный шестицилиндровый дизельный двигатель MTU 6R106TD21 объёмом 7,2 л и мощностью 325 л.с., состыкованный с шестиступенчатой[17] автоматической трансмиссией Allison 3200SP.
К началу 2015 года разработан вариант БТР-3 с трансмиссией украинского производства[9].
Ходовая часть
БТР-3Е1 оснащён пулестойкими французскими шинами Michelin[9]. Шины — диагональные, бескамерные, переменного давления и размерностью 365/90 R18 или 335/80 R20.
БТР-3У «Гардиан» оснащён боевым модулем КБА-105 «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, спаренным с ней 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, двумя пусковыми установками ПТУР 9М114М «Конкурс-М» и 30-мм автоматическим гранатомётом. Комплекс управления огнем оснащен прицельным комплексом ОТП-20, который интегрирован с системой управления стрельбой управляемыми ракетами и двухплоскостным стабилизатором вооружения СВУ-500[18].
БТР-3Е1 оснащён одноместным башенным модулем БМ-3М «Штурм» со стабилизацией блока вооружения в двух плоскостях[19], разработанный ХКБМ им. Морозова под руководством М.Д. Борисюка. В модуле установлена 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (с боекомплектом 350 снарядов), 7,62-мм пулемёт КТ-7.62 (с боекомплектом 2000 патронов) и противотанковый ракетный комплекс «Барьер» с четырьмя ракетами[20], с левой стороны модуля установлен 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117.
Комплекс управления огнем состоит из оптико-электронного прицельного комплекса ОТП-20, интегрированного с системой управления стрельбой ПТРК «Барьер» и стабилизатором вооружения СВУ-500 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, что позволяет вести огонь на ходу.[21]. На башне, по три штуки с каждой стороны, установлены 81-мм дымовые или аэрозольные гранаты «Туча», приводимые в действие электроспуском.
На БТР-3Е1 установлена оптико-электронная система наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО) «Трек-М» производства Черниговского завода радиоприборов («ЧеЗаРа»)[22] Система обеспечивает наблюдение и обнаружение наземных целей и вертолётов, прицеливание и дистанционное управление вооружением бронетранспортёра.
Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П», и пульт управления для обеспечения дублированного управления вооружением боевого модуля через прицельные приборы наводчика. Панорамная камера способна подниматься на высоту до 0,5 м над башней и обеспечивать круговой обзор и используется командиром для целеуказания наводчику. Система панорамного наблюдения также производится на «ЧеЗаРа».[23]
БТР-3Е1[28] | БТР-4Е[29] | БТР-82А[30][31] | Boxer[32] | VBCI[33] | KTO Rosomak[34] | LAV III[35] | Pandur II[36] |
---|
Stryker[37] | Фреччиа[38] | Лазар 2[39][40] | Pars[41] | Terrex[42] | Тип 96[43] | ZBL-09[44] | CM-32[45] |
---|
БТР-3 унаследовал считающийся недостатком советских БТР — необходимость десантирования через боковые люки, за которую неоднократно подвергались критике советские и российские БТР. Это обусловлено расположением двигателя в корме машины. Однако именно такая компоновка оптимальна при форсировании водных преград, так как двигатель по центровке уравновешивает машину при движении по воде.
Сорванные, неподтверждённые и планируемые контракты
БТР-3Е1.