Лётный экипаж самолёта имел следующий состав[2][3]:
Командир корабля — капитан Головчин Виталий Васильевич. Родился 2 января 1949 года в Вологде, в Советских вооружённых силах с 12 августа 1968 года, выпускник Балашовского высшего военного училища лётчиков. Командир отряда транспортного авиаполка[4].
Штурман — старший лейтенант Турбин Александр Николаевич
Старший бортовой техник — капитан Елисеев Юрий Павлович. Родился 15 мая января 1942 года в Ключах (Камчатская область), в Советских вооружённых силах с 9 октября 1961 года, выпускник Ачинского ВАТУ[5].
Бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию — лейтенант Трифонов Анатолий Александрович
Старший воздушный радист-оператор радиоэлектронной борьбы — прапорщик Илюшкин Геннадий Леонтьевич. Родился 27 декабря 1953 года в деревне Тоншерма (Тетюшский район Татарской АССР)[6].
Старший воздушный стрелок-радис — прапорщик Шацкий Геннадий Александрович
Также в состав экипажа входили:
Подполковник Негачёв Владимир Михайлович — заместитель командира 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по инженерно-авиационной службе. Родился 27 марта 1937 года в Москве, в Советских вооружённых силах с 23 августа 1954 года. Выпускник ВВИА им. Жуковского[7].
Майор Чурило Михаил Николаевич — старший инженер 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по авиационному оборудованию
Капитан Зюба Александр Николаевич — инженер эскадрильи 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по по прицельно-навигационному комплексу самолетов. Родился 24 октября 1934 года в селе Николаевка (Белгородская область), в Советских вооружённых силах с 17 сентября 1952 года, выпускник Двинского ВАРУ[8].
Пассажиры
На борту находились десантники из 335-го парашютного десантного полка Витебской дивизии[2].
Список пассажиров
Старший лейтенант Пугачёв Михаил Николаевич — командир роты
Младший сержант Абросимов Николай Петрович — командир отделения, воздушно-десантные войска.
25 декабря 1979 года Советский Союз начал ввод своих войск на территорию Афганистана. Подготовка к этому велась несколько дней, в том числе ещё в середине месяца самолёты военно-транспортной авиации были перебазированы на аэродромы в Туркменском военном округе. Сам приказ на пересечение советско-афганской границы был отдан в 15:00, а в 18:00 местного времени (15:00 по московскому времени) военно-транспортные самолёты начали переброску десанта по воздуху на аэродромы Кабул и Баграм. В числе прочих в этом воздушном мосте принимал участие и борт 86036, внутри которого находилось инженерное подразделение 335-го ПДП, а также два автомобиля — Урал-375, гружённый боеприпасами, и топливозаправщик. Сама подготовка проходила в спешке и полёт экипаж выполнял находясь во «взвинченном» состоянии. Борт 86036 вылетел из Мары и направился к Афганистану в составе тройки[9][10].
Переброска войск по воздуху проходила в высоком темпе. Уже стояла ночь и шёл снегопад, а Ил-76 прибывали с интервалами в несколько минут. Но вскоре с авиабазы Баграм сообщили, что до сих пор не прибыл седьмой по счёту самолёт, которым был борт 86036. С аэродрома Мары при этом передали, что он вылетел от них. Были опрошены экипажи других самолётов, и экипаж восьмого самолёта сообщил, что при выполнении захода он увидел, как в темноте слева по курсу возникла вспышка. Это в данной ситуации означало, что Ил-76 разбился[11].
30 декабря в 16:00 с вертолёта Ми-8 борт 420 доложили об обнаружении места катастрофы — высота 4269 (36 километров от Кабула). Отклонившись от схемы захода самолёт в 19:33 ударился о гребень скалы и разломился пополам, после чего части фюзеляжа упали в ущелья и разрушились. Все люди на борту погибли[11]. На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в Афганистане и с участием Ил-76[12]. 1 января в 10:30 поисковая экспедиция обнаружила переднюю часть фюзеляжа с телами лётчиков. Остальная часть фюзеляжа с десантниками, техникой и вооружением упала в труднодоступное ущелье. Обнаружить её удалось только в 2005 году[11].
Примечания
Ильюшин Ил-76М CCCP-86036 а/к Россия (СССР) - ВВС - карточка борта (рус.). Russianplanes.net. Проверено 31 марта 2015.
↑ Потери ВВС в Афганистане. Потери 1979 (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
МЫ ПОМНИМ ТОТ ДЕКАБРЬСКИЙ САМОЛЕТ… (рус.). Вспомним, ребята.... Проверено 31 марта 2015.
Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Г (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Е (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
Потери ВВС в Афганистане. Погибшие И,К (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Н,О (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Ж,З (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
↑Александр Ляховский. Война, которую не ждали // Трагедия и доблесть Афгана. — 1995.
Катастрофа Ил-76М близ Кабула (Афганистан) (борт СССР-86036), 25 декабря 1979 года. (рус.). AirDisaster.ru. Проверено 31 марта 2015.
↑ ISBN 978-5-699-55249-8.
ASN Aircraft accident Ilyushin 76M CCCP-86036 Kabul (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 31 марта 2015.