Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа Ил-76 под Кабулом (1979)

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа под Кабулом

Ил-76М советских ВВС
Общие сведения
Дата

25 декабря 1979 года

Время

19:33 МСК

Характер

Столкновение с горой

Причина

Ошибка экипажа

Место

36 км от Кабула (Демократическая Республика Афганистан)

Воздушное судно
Модель

Ил-76М

Авиакомпания

ВВС СССР (128-й втап)

Пункт вылета

Восточный, Ташкент (УзССР)

Остановки в пути

Мары (ТурССР)

Пункт назначения

Баграм enru, Кабул (Демократическая Республика Афганистан)

Бортовой номер

СССР-86036

Дата выпуска

1979 год

Пассажиры

37 (согласно имеющемуся списку)

Экипаж

10

Погибшие

47 (все)

Катастрофа Ил-76 под Кабулом — авиационная катастрофа самолёта Ил-76М советских ВВС, произошедшая во вторник 25 декабря 1979 года в районе Кабула (Демократическая Республика Афганистан), при этом погибли по разным данным от 43 до 67 человек. Первая потеря советских ВВС в Советско-афганской войне.

Самолёт

Ил-76М с регистрационным номером CCCP-86036 (заводской — 093416500, серийный — 13-05) был выпущен Ташкентским авиационным заводом в 1979 году, то есть был ещё относительно новым. Самолёт передали Министерству обороны СССР и далее он поступил в 128-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк советских ВВС (в/ч 06965) (базировался в Паневежисе, ЛитССР)[1].

Экипаж

Лётный экипаж самолёта имел следующий состав[2][3]:

  • Командир корабля — капитан Головчин Виталий Васильевич. Родился 2 января 1949 года в Вологде, в Советских вооружённых силах с 12 августа 1968 года, выпускник Балашовского высшего военного училища лётчиков. Командир отряда транспортного авиаполка[4].
  • Помощник командира экипажа — старший лейтенант Шишов Константин Иванович
  • Штурман — старший лейтенант Турбин Александр Николаевич
  • Старший бортовой техник — капитан Елисеев Юрий Павлович. Родился 15 мая января 1942 года в Ключах (Камчатская область), в Советских вооружённых силах с 9 октября 1961 года, выпускник Ачинского ВАТУ[5].
  • Бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию — лейтенант Трифонов Анатолий Александрович
  • Старший воздушный радист-оператор радиоэлектронной борьбы — прапорщик Илюшкин Геннадий Леонтьевич. Родился 27 декабря 1953 года в деревне Тоншерма (Тетюшский район Татарской АССР)[6].
  • Старший воздушный стрелок-радис — прапорщик Шацкий Геннадий Александрович

Также в состав экипажа входили:

  • Подполковник Негачёв Владимир Михайлович — заместитель командира 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по инженерно-авиационной службе. Родился 27 марта 1937 года в Москве, в Советских вооружённых силах с 23 августа 1954 года. Выпускник ВВИА им. Жуковского[7].
  • Майор Чурило Михаил Николаевич — старший инженер 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по авиационному оборудованию
  • Капитан Зюба Александр Николаевич — инженер эскадрильи 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по по прицельно-навигационному комплексу самолетов. Родился 24 октября 1934 года в селе Николаевка (Белгородская область), в Советских вооружённых силах с 17 сентября 1952 года, выпускник Двинского ВАРУ[8].

Пассажиры

На борту находились десантники из 335-го парашютного десантного полка Витебской дивизии[2].

Катастрофа

25 декабря 1979 года Советский Союз начал ввод своих войск на территорию Афганистана. Подготовка к этому велась несколько дней, в том числе ещё в середине месяца самолёты военно-транспортной авиации были перебазированы на аэродромы в Туркменском военном округе. Сам приказ на пересечение советско-афганской границы был отдан в 15:00, а в 18:00 местного времени (15:00 по московскому времени) военно-транспортные самолёты начали переброску десанта по воздуху на аэродромы Кабул и Баграм. В числе прочих в этом воздушном мосте принимал участие и борт 86036, внутри которого находилось инженерное подразделение 335-го ПДП, а также два автомобиля — Урал-375, гружённый боеприпасами, и топливозаправщик. Сама подготовка проходила в спешке и полёт экипаж выполнял находясь во «взвинченном» состоянии. Борт 86036 вылетел из Мары и направился к Афганистану в составе тройки[9][10].

Переброска войск по воздуху проходила в высоком темпе. Уже стояла ночь и шёл снегопад, а Ил-76 прибывали с интервалами в несколько минут. Но вскоре с авиабазы Баграм сообщили, что до сих пор не прибыл седьмой по счёту самолёт, которым был борт 86036. С аэродрома Мары при этом передали, что он вылетел от них. Были опрошены экипажи других самолётов, и экипаж восьмого самолёта сообщил, что при выполнении захода он увидел, как в темноте слева по курсу возникла вспышка. Это в данной ситуации означало, что Ил-76 разбился[11].

30 декабря в 16:00 с вертолёта Ми-8 борт 420 доложили об обнаружении места катастрофы — высота 4269 (36 километров от Кабула). Отклонившись от схемы захода самолёт в 19:33 ударился о гребень скалы и разломился пополам, после чего части фюзеляжа упали в ущелья и разрушились. Все люди на борту погибли[11]. На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в Афганистане и с участием Ил-76[12]. 1 января в 10:30 поисковая экспедиция обнаружила переднюю часть фюзеляжа с телами лётчиков. Остальная часть фюзеляжа с десантниками, техникой и вооружением упала в труднодоступное ущелье. Обнаружить её удалось только в 2005 году[11].

Примечания

  1. Ильюшин Ил-76М CCCP-86036 а/к Россия (СССР) - ВВС - карточка борта (рус.). Russianplanes.net. Проверено 31 марта 2015.
  2. ↑ Потери ВВС в Афганистане. Потери 1979 (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  3. МЫ ПОМНИМ ТОТ ДЕКАБРЬСКИЙ САМОЛЕТ… (рус.). Вспомним, ребята.... Проверено 31 марта 2015.
  4. Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Г (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  5. Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Е (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  6. Потери ВВС в Афганистане. Погибшие И,К (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  7. Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Н,О (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  8. Потери ВВС в Афганистане. Погибшие Ж,З (рус.). Авиация в локальных конфликтах. Проверено 31 марта 2015.
  9. Александр Ляховский. Война, которую не ждали // Трагедия и доблесть Афгана. — 1995.
  10. Катастрофа Ил-76М близ Кабула (Афганистан) (борт СССР-86036), 25 декабря 1979 года. (рус.). AirDisaster.ru. Проверено 31 марта 2015.
  11. ↑ ISBN 978-5-699-55249-8.
  12. ASN Aircraft accident Ilyushin 76M CCCP-86036 Kabul (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 31 марта 2015.

См. также

Катастрофа Ил-76 под Кабулом (1979).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28