13-04-2023
РД-0146 | |
---|---|
Тип: | ЖРД с электроплазменным зажиганием |
Топливо: | жидкий водород |
Окислитель: | жидкий кислород |
Рабочее тело: | жидкий водород + жидкий кислород |
Камер сгорания: | 1 |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Применение: | Протон-М, Ангара-А5, Русь-МП, Русь-МТ-35, Русь-МТ-50 |
Производство: | |
Конструктор: | Конструкторское бюро химавтоматики |
Время создания: | 1997—2010 |
Производитель: | ЦСКБ-Прогресс |
Производилось: | 2010 год |
Варианты: | РД-0146, РД-0146Д, РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ) |
Массогабаритные характеристики |
|
Масса: | 242 кг |
Высота: | 2200 мм |
Диаметр: | 1250 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 98 кН (РД-0146) 68,6 кН (РД-0146Д) |
Удельный импульс: | 4542 м/с (463 кгс·с/кг) (РД-0146) 4690 м/с (470 кгс·с/кг) |
Время работы: | 560 с (РД-0146) 1350 с (РД-0146Д) |
Давление в камере сгорания: | 80,8 бар (РД-0146) 60 бар (РД-0146Д, РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ)) |
Зажигание: | электроплазменное зажигание |
РД-0146 — безгазогенераторный жидкотопливный ракетный двигатель, разработанный Конструкторским бюро химавтоматики в Воронеже, аналог американского двигателя RL-10В-2.
Это первый российский ЖРД, выполненный по безгазогенераторной схеме. До РД-0146 в СССР и России ЖРД подобной схемы не разрабатывались. КБ химического машиностроения (КБХМ) в начале работ по двигателю 11Д56 по проекту Н-1/Л-3 рассматривало безгазогенераторную схему, но отказалось от нее по ряду причин (НК №12, 1999 и №1, 2, 2000). КБХА приступило к работе с водородом сразу на 200-тонном РД-0120 для РН «Энергия», на котором при такой схеме было крайне сложно реализовать высокие удельные характеристики (прежде всего, высокое давление в камере, расчетную тягу и удельный импульс на земле, а также габариты и массу).[2]
Разработка началась в 1997 году. К 2010 году КБХА провело 30 огневых испытаний двигателя.[3] Лётные испытания будут произведены в 2013 году на ракете-носителе Ангара-А5.[4]
Содержание |
В конструкции РД-0146 для привода турбонасосных агрегатов вместо обычного высокотемпературного генераторного газа (до 800°С) применяется горючее.[5] Жидкий водород проходит через рубашку охлаждения камеры сгорания, газифицируется, нагреваясь до 30—150°C,[5] затем проходит через турбонасосный агрегат, после этого попадая в камеру сгорания.[2]
Двигатель разрабатывался с 1997 года, а его разработку финансировали ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и американская компания Pratt & Whitney. Она оплатила создание макета РД-0146, представленного на Ле Бурже 2001, а также изготовление стендового образца для огневых испытаний и показа потенциальным покупателям в США. Помимо этого компания Pratt & Whitney заключила контракт с КБХА на продажу двигателей по всему миру за исключением стран СНГ. C 2004 года планировалось начать продажу РД-0146.[2]
Двигатель разработали по безгазогенераторной схеме, что упростило его конструкцию и повысило надёжность. Но для такого двигателя требуется синхронная работа двух высокоскоростных турбонасосных агрегатов. КБХА долго не удавалось решить эту проблему.[2]
10 октября 2009 года была завершена разработка турбонасоса для РД-0146. Турбонасос КБХА является самым скоростным в мире среди серийных ЖРД,[4] работая на скорости 123 000[5]—125 000 оборотов в минуту.[6]
В настоящее время:[5]
При испытаниях двигателя РД-0146 была использована новая методика. Раньше ЖРД устанавливался на стенд в собранном виде. В случае каких-либо конструктивных недоработок во время испытаний весь двигатель выходил из строя. После этого необходимо было производить его переборку, дефектацию и вносить изменения в конструкцию.[2]
Новая методика заключается в разделении двигателя на три части: экспериментальные установки систем жидкого кислорода, экспериментальные установки систем жидкого водорода и камеры с запальниками. И только после отработки этих систем по отдельности двигатель начинают тестировать в собранном виде. Так при испытании системы подачи жидкого кислорода был обнаружен и исправлен конструкторско-технологический дефект.[2]
На следующем этапе тестировалась камера сгорания. Испытания проходили при нагрузках 60—70% от номинальной. Во время испытаний была отработана система поджига компонентов топлива в разных агрегатных состояниях.[2]
Последней тестировалась установка с жидким водородом. Для его получения КБХА специально построила завод мощностью 100[6] кг в сутки, который стал вторым в России.[2]
9 октября 2001 года прошли первые огневые испытания РД-0146. При первом пуске двигатель проработал всего 8,5 секунд при режиме, соответствующем 50% штатного.[2]
К 2010 году проведено 30 огневых испытаний на 4 образцах двигателя с суммарной наработкой в 1680 с.[3] Испытания показали отклонения от математической модели на 2—4%.[2] Отказов и аварий при испытаниях не было.[3]
Это заготовка статьи о ракетной, ракетно-космической технике или космическом аппарате. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Советские и российские ракетные двигатели | ||
---|---|---|
низковысотные ЖРД | ||
высотные ЖРД | ||
ЯРД | ||
РДТТ | ||
ЭРД |
РД-0146.