Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

РД-0146

13-04-2023

РД-0146
Тип: ЖРД с электроплазменным зажиганием
Топливо: жидкий водород
Окислитель: жидкий кислород
Рабочее тело: жидкий водород + жидкий кислород
Камер сгорания: 1
Страна: Россия
Использование:
Применение: Протон-М, Ангара-А5, Русь-МП, Русь-МТ-35, Русь-МТ-50
Производство:
Конструктор: Конструкторское бюро химавтоматики
Время создания: 19972010
Производитель: ЦСКБ-Прогресс
Производилось: 2010 год
Варианты: РД-0146, РД-0146Д, РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ)
Массогабаритные
характеристики
Масса: 242 кг
Высота: 2200 мм
Диаметр: 1250 мм
Рабочие характеристики
Тяга: 98 кН (РД-0146)

68,6 кН (РД-0146Д)
64,7 кН (РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ))

Удельный импульс: 4542 м/с (463 кгс·с/кг)
(РД-0146)

4690 м/с (470 кгс·с/кг)
(РД-0146Д)
3547 м/с (362 кгс·с/кг)
(РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ))

Время работы: 560 с (РД-0146)

1350 с (РД-0146Д)
190 с (РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ))[1]

Давление в камере сгорания: 80,8 бар (РД-0146)

60 бар (РД-0146Д, РД-0146 (жидкий кислород + жидкий СПГ))

Зажигание: электроплазменное зажигание

РД-0146 — безгазогенераторный жидкотопливный ракетный двигатель, разработанный Конструкторским бюро химавтоматики в Воронеже, аналог американского двигателя RL-10В-2.

Это первый российский ЖРД, выполненный по безгазогенераторной схеме. До РД-0146 в СССР и России ЖРД подобной схемы не разрабатывались. КБ химического машиностроения (КБХМ) в начале работ по двигателю 11Д56 по проекту Н-1/Л-3 рассматривало безгазогенераторную схему, но отказалось от нее по ряду причин (НК №12, 1999 и №1, 2, 2000). КБХА приступило к работе с водородом сразу на 200-тонном РД-0120 для РН «Энергия», на котором при такой схеме было крайне сложно реализовать высокие удельные характеристики (прежде всего, высокое давление в камере, расчетную тягу и удельный импульс на земле, а также габариты и массу).[2]

Разработка началась в 1997 году. К 2010 году КБХА провело 30 огневых испытаний двигателя.[3] Лётные испытания будут произведены в 2013 году на ракете-носителе Ангара-А5.[4]

Содержание

Конструкция

В конструкции РД-0146 для привода турбонасосных агрегатов вместо обычного высокотемпературного генераторного газа (до 800°С) применяется горючее.[5] Жидкий водород проходит через рубашку охлаждения камеры сгорания, газифицируется, нагреваясь до 30—150°C,[5] затем проходит через турбонасосный агрегат, после этого попадая в камеру сгорания.[2]

Разработка

Двигатель разрабатывался с 1997 года, а его разработку финансировали ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и американская компания Pratt & Whitney. Она оплатила создание макета РД-0146, представленного на Ле Бурже 2001, а также изготовление стендового образца для огневых испытаний и показа потенциальным покупателям в США. Помимо этого компания Pratt & Whitney заключила контракт с КБХА на продажу двигателей по всему миру за исключением стран СНГ. C 2004 года планировалось начать продажу РД-0146.[2]

Двигатель разработали по безгазогенераторной схеме, что упростило его конструкцию и повысило надёжность. Но для такого двигателя требуется синхронная работа двух высокоскоростных турбонасосных агрегатов. КБХА долго не удавалось решить эту проблему.[2]

10 октября 2009 года была завершена разработка турбонасоса для РД-0146. Турбонасос КБХА является самым скоростным в мире среди серийных ЖРД,[4] работая на скорости 123 000[5]—125 000 оборотов в минуту.[6]

В настоящее время:[5]

Испытания

При испытаниях двигателя РД-0146 была использована новая методика. Раньше ЖРД устанавливался на стенд в собранном виде. В случае каких-либо конструктивных недоработок во время испытаний весь двигатель выходил из строя. После этого необходимо было производить его переборку, дефектацию и вносить изменения в конструкцию.[2]

Новая методика заключается в разделении двигателя на три части: экспериментальные установки систем жидкого кислорода, экспериментальные установки систем жидкого водорода и камеры с запальниками. И только после отработки этих систем по отдельности двигатель начинают тестировать в собранном виде. Так при испытании системы подачи жидкого кислорода был обнаружен и исправлен конструкторско-технологический дефект.[2]

На следующем этапе тестировалась камера сгорания. Испытания проходили при нагрузках 60—70% от номинальной. Во время испытаний была отработана система поджига компонентов топлива в разных агрегатных состояниях.[2]

Последней тестировалась установка с жидким водородом. Для его получения КБХА специально построила завод мощностью 100[6] кг в сутки, который стал вторым в России.[2]

9 октября 2001 года прошли первые огневые испытания РД-0146. При первом пуске двигатель проработал всего 8,5 секунд при режиме, соответствующем 50% штатного.[2]

К 2010 году проведено 30 огневых испытаний на 4 образцах двигателя с суммарной наработкой в 1680 с.[3] Испытания показали отклонения от математической модели на 2—4%.[2] Отказов и аварий при испытаниях не было.[3]


См. также

Примечания

  1. За 6 включений при ОИ.
  2. ↑ Огневые испытания воронежского ЖРД. Журнал «Архивировано из первоисточника 8 июля 2012. Проверено 26 декабря 2010.
  3. ↑ История. Официальный сайт «Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 26 декабря 2010.
  4. ↑ Двигатель «Ангары» оснастят уникальным турбонасосом. Газета «история) Проверено 26 декабря 2010.
  5. ↑ РД0146. РД0146Д. Перспективные ракеты-носители («Ангара-А5», «Русь-М»). Официальный сайт «Архивировано из первоисточника 8 июля 2012. Проверено 26 декабря 2010.
  6. ↑ Воронежское КБ делает новые двигатели. Газета история) Проверено 26 декабря 2010.

Ссылки

  • РД-0146 на официальном сайте Pratt & Whitney


РД-0146.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28