Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

РД-301

08-08-2023

РД-301

Ракетный двигатель «РД-301» в музее ГДЛ
Тип: ЖРД
Топливо: жидкий аммиак
Окислитель: жидкий фтор
Камер сгорания: 1
Страна: СССР
Использование:
Время эксплуатации: не использовался
Производство:
Конструктор: Глушко В.П.
Время создания: середина 1970 гг.
Массогабаритные
характеристики
Рабочие характеристики
Тяга: Вакуум: 98.1 кН
Удельный импульс: Вакуум: 3928 м/с
Время работы: 750 c
Давление в камере сгорания: 11.8 MPa

«РД-301» (11Д14[1]) — советский высокоэффективный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Был создан в середине 1970х годов для использования на верхних ступенях ракет и разгонных блоках. Использовал крайне редко встречающееся сочетание окислителя и горючего — жидкий фтор + жидкий аммиак. Прошёл полный объём стендовых испытаний, включая официальные, но в полётах ни разу не использовался,[2] при том, что к полётам был вполне готов.[3] По эффективности двигатель был близок к двигателям на паре кислород-водород. В обращении двигатель оказался сложным и опасным из-за высокой химической активности фтора, высокой токсичности компонентов топлива и продуктов их реакции. Собственно, эти причины и привели к тому, что двигатель не нашёл применения: сначала концепция фторных двигателей была пересмотрена в сторону более эффективной и несколько менее ядовитой топливной пары фтор-водород, а затем от фторного окислителя окончательно отказались.[1][3]

Устрoйство

Конструкция двигателя частично заимствована от более раннних, экспериментальных двигателей 11Д13 и 8Д21.[1] ЖРД замкнутого цикла с дожиганием восстановительного газа в камере сгорания с температурой 4400К. Соотношение компонентов топлива 2,7. Охлаждение горючим (регенеративное и завеса в камере сгорания). Турбонасосный агрегат одновальный, 1265 кВт, 470 оборотов/сек. Газогенератор работает на компонентах топлива. Управление системой электропневмаклапанов, использующих сжатый гелий. Существовали варианты для однократного и многократного запуска.[2] В процессе разработки была разрешена масса технических сложностей, связанных с крайней агрессивностью окислителя, высокими требованиями к культуре производства.[1]

Предполагаемое использование

Разработка была начата на перспективу, без рассмотрения конкретной ракетной ступени, с расчётом на то, что хороший двигатель всегда будет востребован. Разработке предшествовали двигатели однократного запуска со сходными характеристиками, в частности, 8Д21.[1] Рассматривалось использование двигателя на третьей ступени ракеты-носителя «Протон». Ожидалось почти полуторное увеличение грузоподъемности носителя при выводе на низкие орбиты. Были начаты (но остановлены) работы по подготовке стартовых комплексов к заправке верхних ступеней фтором и аммиаком.[3] Была заинтересованность и со стороны разработчиков в рамках советской лунной программы.[1] Есть упоминания о том, что рассматривалась разработка особого варианта разгонного Блока Д.[4]

Примечания

  1. ↑ [1]
  2. 1 2 Энциклопедия «Космонавтика» под ред. В. П. Глушко. М:"Советская энциклопедия", 1985
  3. ↑ [2]
  4. Химкинский новостной портал

РД-301.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28