Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

РД-120

05-07-2023

РД-120 (11Д123)

Ракетный двигатель РД-120
Тип: ЖРД открытого цикла
Топливо: керосин РГ-1
Окислитель: жидкий кислород
Камер сгорания: 1
Страна: СССР
Россия
Украина
Использование:
Время эксплуатации: 1985[1] — используется
Применение: семейство РН «Зенит» (вторая ступень)
Производство:
Конструктор: НПО Энергомаш, СССР
Время создания: 1976—1985[1]
Производитель: Южмаш, Украина
Производилось: 1985—настоящее время
Варианты: РД-120
РД-120 форсированный
РД-120К[1]
Массогабаритные
характеристики
Полная масса: 1285 кг[1]
Сухая масса: 1125 кг[1]
Высота: 3,872 м[1]
Диаметр: 1,954 м[1]
Рабочие характеристики
Тяга: Вакуум: 85 тс[1]
Ур.моря:
Удельный импульс: Вакуум: 350 c[1]
Ур.моря:
Время работы: до 350 с[2]
Давление в камере сгорания: 16,2 МПа[3]
Степень расширения: 106:1[4]
Отношение окислитель/топливо: 2,6:1[2]
Зажигание: химическое[3]

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К. В своем классе РД-120 является единственным в мире серийным кислородно-керосиновым ракетным двигателем[5].

История

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1][6]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[7][8][9].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[8][10][11].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[12][13]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[14].

Примечания

  1. ↑ Информация о двигателе РД-120  (рус.). НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко. Проверено 25 ноября 2010.
  2. ↑ Двигатель РД120  (рус.). Южный машиностроительный завод. Проверено 25 ноября 2010.
  3. ↑ Жидкостный ракетный двигатель РД-120  (рус.). Oil-tehno.ru. Проверено 25 ноября 2010.
  4. RD-120 - Specifications  (англ.). SPACEandTECH. Проверено 27 ноября 2010.
  5. С Байконура стартовал "Зенит-3 SLБ" с малазийским спутником  (рус.). Вести.Ru. Проверено 27 ноября 2010.
  6. Ракеты-носители созданные в КБ Янгеля  (рус.). Rocketpolk44.narod.ru. Проверено 27 ноября 2010.
  7. «Зенит». Ракета-носитель среднего класса. Концепция «безлюдный старт»  (рус.). Space1.ru. Проверено 27 ноября 2010.
  8. ↑ «Зенит»  (рус.). Buran.ru. Проверено 27 ноября 2010.
  9. Ракетоноситель ЗЕНИТ  (рус.). Space-russia.narod.ru. Проверено 27 ноября 2010.
  10. ЖРД РД-170 (11Д521) и РД-171 (11Д520)  (рус.). Rocket Propulsion Analysis (RPA). Проверено 27 ноября 2010.
  11. 15 лет первому пуску «Зенита»». Новости космонавтики 209. Проверено 2010-11-27.
  12. Международное сотрудничество. 21 номер журнала за 1995 год». Новости космонавтики 110. Проверено 2010-11-27.
  13. Pratt&Whitney conducts the first U.S. test firing of a production russian rocket engine  (англ.). HighBeam® Research. Проверено 27 ноября 2010.
  14. The Policy Origins of the X-33. Part VII: The X-34  (англ.). NASA Headquarters. Проверено 27 ноября 2010.


РД-120.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28