Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа Boeing 767 в Данчанге

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 004 Lauda Air

Обломки рейса 004
Общие сведения
Дата

26 мая 1991 года

Время

23:17 TST (16:17 UTC)

Характер

Разрушение в воздухе из-за перегрузок

Причина

Переход левого двигателя в реверс, потеря управления

Место

Национальный парк Пхутой enru, Данчанг enru, Супханбури (Таиланд)

Координаты

14°57′ с. ш. 99°27′ в. д. / 14.950° с. ш. 99.450° в. д. / 14.950; 99.450 (O)(O)

Погибшие

223 (все)

Воздушное судно


Boeing 767-3Z9ER компании Lauda Air

Модель

Boeing 767-3Z9ER

Имя самолёта

Mozart

Авиакомпания

Lauda Air

Пункт вылета

Кайтак, Гонконг

Остановки в пути

Донмыанг, Бангкок (Таиланд)

Пункт назначения

Швехат, Вена (Австрия)

Рейс

NG004

Бортовой номер

OE-LAV

Дата выпуска

26 сентября 1989 года (первый полёт)

Пассажиры

213

Экипаж

10

Выживших

0

 Изображения на Викискладе

Катастрофа Boeing 767 в Данчангеавиационная катастрофа, произошедшая 26 мая 1991 года в районе Данчанг enru и ставшая одной из крупнейших в истории авиации. Boeing 767-3Z9ER авиакомпании Lauda Air выполнял рейс NG004 по маршруту БангкокВена с промежуточной посадкой в Бангкоке. Но на 15-й минуте полёта левый двигатель самопроизвольно перешёл в режим реверса, что привело к переходу самолёта в неконтролируемое падение. Не выдержав перегрузок, самолёт рассыпался на части, после чего его обломки упали на территорию национального парка Пхутой enru района Данчанг enru. Погибли все 223 человека на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории авиации Австрии и на территории Таиланда.

Самолёт

Boeing 767-3Z9ER (регистрационный номер OE-LAV, заводской 24628, серийный 283) совершил свой первый полёт 26 сентября 1989 года, а 16 октября был продан австрийской авиакомпании Lauda Air[1]. В парке Lauda Air это был уже второй Boeing 767-300ER (после борта OE-LAU), он имел пассажировместимость салона на 244 места и был оснащён двумя двигателями Pratt & Whitney PW4060. В конце октября мэр Вены Гельмут Зилк (нем. Helmut Zilk) присвоил авиалайнеру имя Mozart в честь знаменитого композитора. На день катастрофы авиалайнер налетал 7444 часа 2 минуты и совершил 1135 циклов "взлёт-посадка"[2].

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

Самолёт выполнял регулярный рейс NG004 (совершался три раза в неделю) по маршруту ГонконгБангкокВена. Первая часть маршрута была выполнена без существенных отклонений, после чего в Бангкоке произошла смена экипажа. Командиром экипажа (КВС) был 48-летний Томас Уэлч (англ. Thomas Welch). Американец по национальности, он раньше работал в Eastern Air Lines enru и управлял самолётами Boeing 727, Boeing 757 и Boeing 767, а также имел лицензию бортинженера. Его общий налёт составлял 11750 часов. Вторым пилотом был 41-летний Йозеф Тёрнер (нем. Josef Thurner), австриец, имевший налёт 6500 часов. В салоне самолёта работали 8 бортпроводников[2].

Поздним вечером в 22:45 TST (15:45 UTC) экипаж получил разрешение следовать к началу взлётно-посадочной полосы №21L, а в 23:02 рейс 004 вылетел из аэропорта Донмыанг Бангкока, начав плановый 10-часовой полёт в Вену. Помимо 10 членов экипажа, на борту авиалайнера также находились 213 пассажиров, из которых 125 сели в Гонконге, а 88 — в Бангкоке[2].

Катастрофа

Спустя 5 минут 45 секунд с момента взлёта, когда рейс 004 проходил высоту 11000 футов (3350 метров), на экранах перед пилотами появилась надпись «REV ISLN» предупреждающая о неисправности в системе реверса. Руководство по самолёту гласило, что в случае дополнительного сбоя в системе это могло привести к тому, что двигатель в полёте развернётся в режим реверса (создаст обратную тягу), а также что после посадки система вернётся в нормальный режим. Так как сообщение на экранах мониторов носило всего лишь предупредительный характер, то командир посчитал, что произошёл сбой в самой системе предупреждения из-за попадания влаги[2].

В 23:17 TST, когда самолёт на скорости 0,78 Маха проходил высоту 24700 футов (7530 метров), а с момента взлёта прошло 15 минут и 1 секунда, второй пилот вдруг доложил: «Эй, реверс развернулся» (англ. Ah, reverser's deployed). Это левый двигатель перешёл в режим реверса, то есть начал создавать обратную тягу. Возникшая асимметрия привела к тому, что 180-тонный авиалайнер резко развернуло влево, при этом на левой плоскости крыла произошло падение подъёмной силы на 25%. Самолёт опрокинулся и понёсся вниз. Пилоты попытались исправить ситуацию переводом левого двигателя в режим холостого хода и отключив подачу топлива. Но несущийся вниз авиалайнер стал уже неуправляемым. На 29 секунде с момента разворота реверса и на высоте около 4000 футов (1200 метров) он достиг скорости 0,99 Маха, и, вероятно, преодолел звуковой барьер, когда из-за колоссальных перегрузок самолет начал разрушаться. Обломки рейса 004 рухнули в джунгли на территории национального парка Пхутой в 5 с половиной километрах от одноимённого городка и относительно недалеко от границы с Мьянмой. Все 223 человека на борту погибли[2].

На конец 2013 года катастрофа рейса Lauda Air-004 является крупнейшей авиакатастрофой в истории австрийской авиации, на территории Таиланда и с участием Boeing 767 (не считая терактов 11 сентября 2001 года)[3][4].

Опознание погибших

Мемориал рейсу 004

В Австрии авиакатастрофа получила широкий резонанс. Даже сам Ники Лауда прибыл в Таиланд, чтобы участвовать в разборе обломков. Из-за жаркого климата, останки людей быстро разлагались, а изучение личных вещей значительно осложнялось мародёрством местных жителей и даже добровольцев. 43 тела так и не были опознаны и их захоронили в братской могиле в 90 километрах от места катастрофы[2].

Причины катастрофы

Регистратор полётных данных был сильно повреждён при пожаре и его данные оказались испорчены. Однако речевой самописец уцелел, благодаря которому следователи узнали о самопроизвольном включении реверса. Проведённые при скорости 500 км/ч испытания показали, что в случае активации реверса, управление можно было сохранить. К тому же на многих моделях самолётов, как DC-8, DC-10 и Ил-62 допускается включение реверса для снижения скорости полёта. Но когда в Boeing провели испытания на лётном тренажёре при скорости 900 км/ч, то результаты оказались неожиданными — самолёт становился полностью неуправляемым. Из-за отсутствия данных с регистратора полёта, выяснить причину активации реверса оказалось невозможно. После данной катастрофы корпорация Boeing внесла изменения в конструкцию обратного клапана привода реверса на моделях Boeing 767, Boeing 757, а также Boeing 737[2].

Культурные аспекты

Катастрофа рейса 004 показана в 14 сезоне канадского телесериала «Расследование авиакатастроф» в серии «Ники Лауда: трагедия в воздухе».

Примечания

  1. Boeing 767 - MSN 24628 - OE-LAV (англ.). Airfleets aviation. Проверено 3 ноября 2013.
  2. ↑ Der Todesflug der „Mozart” (нем.). Austrian Wings (26. Mai 2011). Проверено 3 ноября 2013.
  3. Aircraft accident Boeing 767-3Z9ER OE-LAV Phu Toey (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 3 ноября 2013.
  4. Advanced Search Result > Boeing 767 (англ.). B3A. Проверено 3 ноября 2013.

Ссылки

  • Lauda Air B767 Accident Report (англ.). Проверено 3 ноября 2013.
  • YouTube — видео полёта на самолёте за 11 месяцев до катастрофы

Катастрофа Boeing 767 в Данчанге.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28