21-10-2023
Рейс 870 Itavia | |
Собранные обломки рейса 870 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер |
Падение с эшелона |
Причина |
Воздушная атака, либо теракт (мнения разделились) |
Место |
над Тирренским морем, в 25 км[источник не указан 148 дней] от острова Устика, Италия |
Координаты |
38°50′22″ с. ш. 13°25′31″ в. д. / 38.839494° с. ш. 13.425293° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
81 (все) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
IH870 |
Бортовой номер |
I-TIGI (ранее N902H) |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
77 |
Экипаж |
4 |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа DC-9 над Тирренским морем — авиационная катастрофа, произошедшая 27 июня 1980 года. Самолёт McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Itavia, выполнявший рейс IH870 по маршруту Болонья—Палермо, упал в Тирренское море в 25 километрах[источник не указан 148 дней] от острова Устика. Погиб 81 человек, из них 13 детей. В Италии эта авиакатастрофа известна под названием «Strage di Ustica» («Массовое убийство на Устике») или просто «Ustica» («Устика»).
McDonnell Douglas DC-9-15 (регистрационный номер I-TIGI, заводской 45724, серийный 022) был собран в 1966 году. 29 марта того же года с бортовым номером N902H был передан американской авиакомпании Hawaiian Airlines. 27 февраля 1972 года самолет был куплен итальянской авиакомпанией Itavia и получил бортовой номер I-TIGI. Оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney JT8D-7. На день катастрофы совершил 45032 цикла «взлет-посадка» и налетал 29544 часа.[источник?]
В салоне самолёта работали два бортпроводника:
* Паоло Моричи (итал. Paolo Morici), 39 лет.[источник?]
* Розария де Доминикис (итал. Rosaria De Dominicis), 21 год.[источник?]
Рейс IH870 вылетел из Международного аэропорта имени Гульельмо Маркони в Болонье в 20:08 CET (19:08 UTC) и взял курс на Палермо. На его борту находились 77 пассажиров и четыре члена экипажа, всего 81 человек.
Через 51 минуту после взлёта, в 20:59 CET (19:59 UTC), авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах[источник не указан 148 дней] от острова Устика. Все люди, находившиеся на борту, погибли.
В 21:00 два истребителя Lockheed F-104 Starfighter ВВС Италии обследовали район падения рейса 870, но выживших не обнаружили из-за плохой видимости.
Почти сразу же после катастрофы была создана комиссия по расследованию причин катастрофы.
Были выдвинуты четыре версии катастрофы:
Техническая неисправность и столкновение были через некоторое время исключены. Но следователи не могли понять, что именно произошло: попадание в самолёт ракеты или взрыв бомбы. Так как доказательства говорили в пользу обоих версий, первая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что падение самолёта произошло из-за взрыва неустановленного происхождения. Но родственники погибших добились проведения второго расследования.
Как раз когда началось повторное расследование, в мае 1987 года удалось найти бортовой самописец рейса 870. В самом конце записи следователи услышали, как командир прокричал: «Garda!!!..» («Cмотри!!!..»). Следователи решили, что командир увидел ракету и хотел сообщить об этом второму пилоту. Однако некоторые говорили, что он хотел сказать «Смотри на авиагоризонт!!!», то есть фраза не имела отношения к ракете, если она была. Также был найден обломок, края которого были вогнуты внутрь. Такое обычно бывает, когда в самолёт попадает ракета.
В 1989 году комиссия выпускает отчёт, в котором говорилось, что взрыв был вызван предположительно ракетой, выпущенной с неидентифицированного самолёта. Но в 1991 году дело рассыпается, когда два итальянских следователя в связи с недостатком улик отзывают свои утверждения о том, что рейс IH870 был сбит ракетой.
Начинается третье расследование. Одного из следователей Фрэнка Тейлора (англ. Frank Taylor) насторожил тот факт, что от рейса 870 удалось собрать мало обломков. В 1988 Тейлор был одним из следователей, проводивших расследование катастрофы рейса Pan American-103 над Локерби. Тогда он создал компьютерную программу, которая могла показать местоположение каждого обломка. Тейлор решил использовать эту программу в расследовании. В результате следователи получили 92 % самолёта. Следователи увидели, что в задней части самолёта есть дыра, которая выглядела как дыра от взрыва бомбы. Следователи заключили, что бомба взорвалась в хвостовой части самолёта (в туалете). Взрыв привёл к отрыву правого двигателя, а затем всей хвостовой части. Неуправляемый самолёт вошёл в пике, в салоне произошла взрывная декомпрессия. Примерно через минуту изуродованный самолёт, вращаясь, упал в Тирренское море.
На протяжении многих лет получили распространение теории о том что авиалайнер стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. По сообщениям СМИ существуют данные радиолокационного слежения свидетельствующие о том что во время катастрофы в том же районе находились истребители из нескольких стран НАТО, которые вероятно преследовали ливийский МИГ. Который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с гражданским самолётом. В 2008 году Франческо Коссига, бывший президент Италии и председатель Совета министров, заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя[1].
После окончания третьего расследования правительство Италии отказалось публиковать отчёт.
В 2013 году на судебном слушаньи, посвященном финансовой ответственности за крушение рейса 870, Верховный суд Италии вынес распоряжение, чтобы государство выплатило 100 млн долларов семьям погибших.
Катастрофа рейса 870 Itavia показана в 13 сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии «Бойня над Средиземным морем».
Также она упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Самолет DC-9 упал в Тирренское море
.
|
Катастрофа DC-9 над Тирренским морем.