Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа C-5 под Таншоннятом

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа под Таншоннятом

Место катастрофы
Общие сведения
Дата

4 апреля 1975 года

Время

около 16:30

Характер

Взрывная декомпрессия, потеря управления

Причина

Ошибка техобслуживания

Место

в 4 км от авиабазы Таншоннят, Южный Вьетнам

Координаты

10°50′25″ с. ш. 106°41′51″ в. д. / 10.84028° с. ш. 106.69750° в. д. / 10.84028; 106.69750 (O)(O)

Воздушное судно


Lockheed C-5A Galaxy ВВС США, идентичный разбившемуся

Модель

Lockheed C-5A Galaxy

Авиакомпания

Военно-воздушные силы США

Пункт вылета

авиабаза Таншоннят, Сайгон, Южный Вьетнам

Пункт назначения

авиабаза Кларк enru, Анхелес, Филиппины

Бортовой номер

68-0218

Пассажиры

311

Экипаж

17

Погибшие

155

Выживших

173

Катастрофа C-5 под Таншоннятом — тяжёлая авиакатастрофа, произошедшая в пятницу 4 апреля 1975 года в окрестностях авиабазы Таншоннят (Сайгон) с Lockheed C-5A Galaxy Военно-воздушных сил США. В рамках операции «Babylift» самолёт эвакуировал беспризорных и детей-сирот из Южного Вьетнама, когда через несколько минут испытал взрывную декомпрессию, в результате чего отказали несколько гидросистем. Экипаж попытался вернуться на авиабазу, но из-за значительной потери управления совершил вынужденную посадку на рисовое поле, при этом самолёт разрушился. Из 328 человек на борту погибли 155, преимущественно дети. Это одна из крупнейших и известных авиакатастроф Вьетнамской войны и вторая и крупнейшая катастрофа с участием Lockheed C-5 Galaxy[1].

Предшествующие события

Весной 1975 года северовьетнамская армия вела массированное наступление, а правительство Южного Вьетнама практически утратило контроль за ситуацией и к началу апреля уже балансировало на грани падения. В американском обществе события во Вьетнаме уже не находили одобрения. 3 апреля президент США Джеральд Форд дал приказ военно-воздушным силам эвакуировать 2000 детей, рождённых от связей американских солдат с вьетнамками, потерявших обоих родителей и брошенных своими родителями. Во избежание паники, эвакуация происходила сперва в соседние страны, лояльные к американскому режиму. На следующий день, 4 апреля, операция Babylift началась[2][3].

Для эвакуации были задействованы большие транспортные самолёты Lockheed C-5 Galaxy. Первый рейс должен был выполнить C-5A с бортовым номером 68-0218 из 60-й воздушной армии. Он прибыл в Сайгон из Анхелеса (Филиппины), а его экипаж состоял из 17 человек, в том числе командир капитан Деннис «Бад» Трейнор (англ. Dennis «Bud» Traynor) и второй пилот капитан Тилфорд Харп (англ. Tilford Harp). На авиабазе Таншоннят на борт самолёта сели около двух с половиной сотен детей. 145 детей младшего возраста и 7 человек обслуживающего персонала были размещены на верхней палубе в десантном отделении. 102 ребёнка и 47 взрослых (в основном раненые, а также обслуживающий персонал) были размещены в грузовом отсеке. Медицинский персонал состоял из 10 человек во главе с лейтенантом Региной Оне (англ. Regina Aune), причём 5 из них перешли с соседнего C-141, чтобы помочь с таким большим числом эвакуируемых. В 16:03 борт 68-0218 вылетел из авиабазы Таншоннят и взял курс на филиппинскую авиабазу Кларк enru[2][4].

Катастрофа

В 16:15, когда летящий над Южно-Китайским морем по курсу 136° Galaxy поднялся до эшелона 230 (7 километров) и был в 13 милях от Вунгтау, раздался сильный хлопок, сравнимый со взрывом, после чего створки задней рампы грузового отсека вырвало. Командир Трейнор правым разворотом направил самолёт обратно на Сайгон, но затем обнаружил, что в 2 из 4 гидросистем упало рабочее давление. Это привело к потере возможности управлять самолётом посредством рулей направления и высоты, рабочими были лишь элерон и спойлер на одной из плоскостей крыла, а также было возможно изменять режим работы двигателей. Помимо этого, в процессе разворота самолёт опустил нос и начал терять высоту, при этом увеличивая скорость. Никаких рекомендаций или техники пилотирования для такой ситуации в то время ещё не существовало, а катастрофа могла привести к гибели 328 человек. Тогда Трейнор, несмотря на увеличение скорости, вспомнил принципы аэродинамики и увеличил мощность двигателей. Благодаря такому действию Galaxy начал поднимать нос и вскоре уже перешёл было в набор высоты, но командир сбавил мощность двигателей и стабилизировал скорость на уровне 250—260 узлов. В это время второй пилот Харп посредством имеющихся у них спойлера и элерона выровнял самолёт в поперечной плоскости[2][4].

Совместными усилиями пилоты снизили машину до 4000 футов (1220 метров) по курсу 310, после чего начали выполнять заход на посадку на ВПП 25L. Но посреди манёвра Galaxy опустил нос, а вертикальная скорость возросла до 4000 футов в минуту. Поняв, что посадка на авиабазу в данной ситуации невозможна, командир принял решение выполнять аварийную посадку и выбрал для этого рисовые поля вдоль реки Сайгон. Снизившись до высоты 50 футов (15 метров), он перевёл двигатели в режим малого газа. Примерно в 16:30 на скорости 270 узлов (500 км/ч) самолёт мягко опустился на рисовое поле, но после того как проскользил около 1000 футов (300 метров), вновь поднялся в воздух. Впереди находилась река Сайгон, поэтому во избежание падения в неё командир увеличил режим двигателей. Но пролетев полмили (800—900 метров) и перелетев реку, Galaxy врезался в шедшую вдоль берега дамбу и развалился на 4 части. При ударе грузовой отсек был полностью разрушен, а из находившихся в нём 149 детей и взрослых погибли 141. В десантном отделении погибли 3 человека из 152. Также погибли 5 членов лётного экипажа, 3 медика и ещё 3 человека. Всего в катастрофе погибли 155 человек (поначалу ошибочно назывались цифры свыше 200), выжили 173 человека, включая обоих пилотов[2][4].

Наравне с катастрофой C-130 в Кхамдыке (1968 год), это крупнейшая авиакатастрофа на территории Вьетнама и в истории ВВС США[1].

Причины катастрофы

Задние грузовые створки C-5

Из-за взрывного характера поначалу рассматривалась версия о диверсии[3]. Ответ на причины могли дать грузовые створки и бортовой самописец, которые упали в воду. ВМФ США задействовал для поисков десантный грузовой корабль USS Durham (LKA-114) enru, фрегат USS Reasoner (FF-1063) enru и корабль управления USS Blue Ridge (LCC-19) enru, которые после долгих поисков смогли найти в Южно-Китайском море обе створки люка, самописец, а также тела несколько погибших, вытянутых наружу при декомпрессии[5].

Как показало проведённое исследование восстановленных грузовых дверей, отдельные скобы удерживающие их в закрытом состоянии, были взяты из запасных частей, либо с других самолётов и не подгонялись как следует. В результате некоторые из замков не зафиксировались в закрытом состоянии. Это подтвердил и экипаж, указавший, что были сложности с закрытием дверей в Таншонняте, но из-за спешки тогда этому не придали значения. Из-за этого при наборе высоты и с увеличением разницы давлений внутри и снаружи самолёта, нагрузка на оставшиеся замки значительно возросла и затем привела к их разрушению[5].

Последствия

Несмотря на катастрофу, операция по эвакуации детей была продолжена и завершилась в мае. Всего было вывезено 2678 детей[3]. Запорный механизм грузовых створок самолётов C-5 был доработан и впоследствии происшествий по этой причине не происходило[5].

За спасение большинства людей в катастрофической ситуации, Национальный совет по безопасности на транспорте выдвинул предложение о награждении экипажа. 1 октября 1975 года начальник штаба воздушных сил США генерал Дэвид Чарльз Джонс наградил пилотов Трейнора и Харпа Крестом военно-воздушных сил. Ещё 37 медалей были вручены членам экипажа или их родственникам[4]. Медсестра Регина Оне, которая несмотря на перелом правой ноги и многочисленные порезы руководила эвакуацией, благодаря чему 149 детей было перенесено в безопасное место, была награждена премией Чейни enru, став первой женщиной, получившей эту награду[2][6].

Культурные аспекты

Катастрофа под Таншоннятом была показана в 7-м сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии Спасение детей[5].

См. также

Примечания

  1. ↑ Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 68-0218 Saigon-Tan Son Nhat International Airport (SGN) (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 17 ноября 2013.
  2. ↑ Valor: The Lady Was a Tiger (англ.) (June 1986). Проверено 17 ноября 2013.
  3. ↑ C5 Crashes In Vietnam During Operation Babylift (англ.). Проверено 17 ноября 2013.
  4. ↑ Valor: A Galaxy of Heroes (англ.) (August 1991). Проверено 17 ноября 2013.
  5. ↑ Расследование авиакатастроф. Спасение детей (рус.). Яндекс.Видео. Проверено 17 ноября 2013.
  6. Colonel Regina C. Aune (англ.). Gathering of Eagles Foundation. Проверено 17 ноября 2013.

Катастрофа C-5 под Таншоннятом.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28