Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа «Конкорда» под Парижем

19-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 4590 Air France
Общие сведения
Дата

25 июля 2000 года

Время

16:44 CEST (14:44 UTC)

Характер

Крушение после взлёта

Причина

Попадание постороннего предмета

Место

муниципалитет Гонесс, в 3 км от аэропорта им. Шарля де Голля, Париж, Франция

Координаты

48°59′08″ с. ш. 2°28′20″ в. д. / 48.98556° с. ш. 2.47222° в. д. / 48.98556; 2.47222 (O)

Погибшие

113 (109 в самолёте + 4 на земле)

Раненые

12 (на земле)

Воздушное судно


Разбившийся самолёт за 15 лет до катастрофы

Модель

Aérospatiale-BAC Concorde 101

Авиакомпания

Air France

Пункт вылета

Международный аэропорт имени Шарля де Голля, Париж (Франция)

Пункт назначения

Международный аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк (США)

Рейс

AFR 4590

Бортовой номер

F-BTSC

Дата выпуска

31 января 1975 года (первый полёт)

Пассажиры

100

Экипаж

9

Выживших

0

 Изображения на Викискладе

Катастрофа «Конкорда» под Парижем — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая 25 июля 2000 года в 3 км юго-западнее аэропорта им. Шарля де Голля[1]. Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aérospatiale-BAC Concorde 101 авиакомпании Air France, выполнявший чартерный рейс AFR 4590 по маршруту ПарижНью-Йорк, рухнул на здание гостиницы в Парижском муниципалитете Гонесс. Погибли все находившиеся на борту 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также четыре человека на земле. Это первая и единственная катастрофа «Конкорда» за 27 лет эксплуатации.

Сведения о рейсе 4590

Самолёт

Aérospatiale-BAC Concorde 101 (регистрационный номер F-BTSC, серийный 203[2]) был выпущен в 1975 году (первый полёт совершил 31 января). 6 января 1976 года был куплен авиакомпанией Air France. Оснащен четырьмя турбореактивными двигателями с форсажной камерой модели Rolls-Royce Olympus 593/610. Последний плановый ремонт прошёл 21 июля 2000 года, никаких неполадок обнаружено не было[3]. На день катастрофы авиалайнер совершил 4873 цикла "взлёт-посадка" и налетал 11989 часов[2].

Экипаж и пассажиры

Самолётом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 54-летний Кристиан Марти (фр. Christian Marty). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Air France 33 года. Управлял самолётами Boeing 727, Boeing 737, Airbus A300, Airbus A320 и Airbus A340. C 16 августа 1999 года стал командиром Aérospatiale-BAC Concorde (до этого управлял им в качестве второго пилота). Налетал 13477 часов (5495 из них в качестве КВС), 317 из них на Aérospatiale-BAC Concorde (284 из них в качестве КВС).
  • Второй пилот — 50-летний Жан Марко (фр. Jean Marcot). Опытный пилот, проработал в авиакомпании Air France 28 лет. В качестве второго пилота управлял самолётами Nord 262, Morane-Saulnier MS.760, Caravelle и Airbus A300. С 10 января 1989 года стал вторым пилотом Aérospatiale-BAC Concorde. Налетал 10035 часов, 2698 из них на Aérospatiale-BAC Concorde.
  • Бортинженер — 58-летний Жиль Жардино (фр. Gilles Jardinaud). Проработал в авиакомпании Air France 32 года. В качестве бортинженера управлял самолётами Caravelle, Falcon 20, Boeing 727, Boeing 737, Boeing 747 и Boeing 747-400. С 28 февраля 1997 года стал бортинженером Aérospatiale-BAC Concorde. Налетал 12532 часа, 937 из них на Aérospatiale-BAC Concorde.

В кабине вместе с экипажем летел сервисный директор авиакомпании Air France, в салоне самолёта работали 5 бортпроводников.

Всего на борту самолёта находилось 109 человек — 9 членов экипажа и 100 пассажиров. Чартерный рейс был заказан немецкой компанией «Peter Deilmann Cruises». 96 из 100 пассажиров на борту были немцами, которые летели в Нью-Йорк, чтобы там сесть на круизный лайнер «Deutschland» для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Германия Германия 96 0 96
Франция Франция 0 9 9
Дания Дания 2 0 2
Австрия Австрия 1 0 1
США США 1 0 1
Всего 100 9 109

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

За несколько минут до взлета рейса AFR 4590 на взлётную полосу №26R аэропорта им. Шарля де Голля совершил посадку «Борт номер один» (Boeing 747 президента Франции Жака Ширака, вернувшегося из Японии с саммита «Большой восьмёрки»). В то время как Боинг выруливал на стоянку, с той же ВПП №26R совершал взлёт пассажирский авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30 американской авиакомпании Continental Airlines (борт N13067, рейс 055 ПарижНьюарк). Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.

Катастрофа

Через 4 минуты[2], в 16:42 CEST (14:42 UTC) «Конкорд» борт F-BTSC вырулил на взлётную полосу №26R. Во время разбега по ВПП на скорости примерно 280 км/ч[2] самолет наехал на металлический обломок от DC-10, вследствие чего покрышка правого первого колеса на левом шасси лопнула[4]. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку топлива из бака №5. Еще один фрагмент покрышки перерезал электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин тут же воспламенился от искры. Загоревшийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя №2 (на левом крыле ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель №1 «задохнулся» от горячих газов, не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.

На командно-диспетчерском пункте аэропорта им. Шарля де Голля авиадиспетчер Жиль Ложлин (фр. Gilles Logelin) обнаружил возгорание «Конкорда», о чём тут же сообщил экипажу. Самолёт уже заканчивал разбег по ВПП, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт и подняли горящий авиалайнер в воздух. КВС принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель №1 (крайний на левом крыле) и самолёт начал крениться влево. Затем нос самолёта резко задрался вверх, «Конкорд» потерял управление и пластом рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Парижа Гонесс примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда», а также 4 человека, находившихся в отеле (2 поляка, 1 маврикиец и 1 алжирец). Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Расшифровка переговоров

Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут рейса 4590 (перевод на русский язык)[5]:

16:42:17 CEST. Конкорд на ВПП готовится к взлёту.

Авиадиспетчер: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю».
Второй пилот: «4590, взлёт с 26 правая» (звук переключателя).

Конкорд разгоняется по ВПП.

Авиадиспетчер: «Конкорд ноль… 4590, у вас воспламенение (неразборчиво) шлейф пламени позади вас».
<..>
Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго» (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).
Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит» (гонг).
Бортинженер: «Отключить второй двигатель».
КВС: «Возгорание двигателя» (звук переключателя, перестаёт звучать сигнализация).
Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости» (звук переключателя, гонг).
Авиадиспетчер: «Возгорание сильное, я не уверен, что это двигатель» (звук переключателя, похожий на включение противопожарной системы).
КВС: «Убрать шасси».

Горящий «Конкорд» взлетает в воздух.

Авиадиспетчер: «4590, за вами сильный шлейф пламени».
<…>
Авиадиспетчер: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку».
Бортинженер: «Шасси».
Второй пилот: «Нет» (звук двух переключателей).
КВС: «Шасси (неразборчиво), убираются».
Второй пилот: «Понял» (пожарная сигнализация, гонг, три сигнала переключателей).
Второй пилот: «Я пытаюсь (неразборчиво)».
Бортинженер: «Я нажимаю».
КВС: «(неразборчиво) вы выключили второй двигатель» (окончание звука сигнализации задымления).
Бортинженер: «Я выключил его».
<…>
Второй пилот: «Шасси не убрано» (звук пожарной сигнализации).
<…>
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда».
Авиадиспетчер: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВПП» (звук переключателя).
КВС: (неразборчиво).
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая».
Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже».
КВС: «Слишком поздно (неразборчиво)».
Авиадиспетчер: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении».
КВС: «Нет времени, нет (неразборчиво)».
Второй пилот: «Ошибка[6], следуем в Ле Бурже» (звук четырех переключателей).
Второй пилот: «Нет (неразборчиво)».
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?» (двойной сигнал гонга и звук переключателя).
КВС: (неразборчиво, звук физических усилий).

16:44 CEST. «Конкорд» падает на землю.

Реакция

Сообщения о крушении «Конкорда» моментально появились в эфире и привели в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. Курс акций авиакомпаний Air France и British Airways на Парижской, Нью-Йоркской и Токийской фондовых биржах резко упал.

Первая реакция в Англии на катастрофу «Конкорда» — потрясение, неверие в случившееся и даже некое уязвленное чувство национального достоинства. «Самый надежный в мире», «идеал технического совершенства», «символ победы европейской конструкторской мысли над гегемонией американских «Боингов», — такие в свое время были комментарии о «Конкорде».

В день трагедии из-за технических неполадок был отменен ещё один полет «Конкорда» из Лондона в Нью-Йорк. Всех пассажиров пересадили на другой самолет.

Расследование причин катастрофы

Англичане в большинстве своем считают, что свою роль в катастрофе сыграл целый ряд факторов — от технических до человеческих. Эксперты напоминали, что за секунды до падения лайнер будто застыл в воздухе. Такое может случиться, если контроль над самолетом полностью потерян, а экипаж бездействует.

«Черные ящики» уцелели в пожаре; расшифровка переговоров добавила пищи для размышлений.

Рассматривая возможные причины катастрофы, специалисты сразу отвергли версию о теракте и выдвинули на первый план «техническую неисправность», точнее говоря, неполадки в одном из двигателей.

Собранные обломки рейса 4590

Серьезные подозрения вызывало качество срочного ремонта системы реверсной тяги. Сразу после катастрофы жандармы изъяли все журналы ремонтных работ. Обломки рейса 4590 доставили на военно-воздушную базу Дюни.

В печати появились сообщения, что виной всему — небрежность техников, заменявших деталь на втором двигателе «Конкорда». Эти предположения отчасти подтверждались заключением экспертов о наличии в двигателе «инородного тела» (им вполне могла стать забытая отвертка). В ответ Национальный профсоюз техников гражданской авиации выступил с заявлением, в котором осудил «кампанию, направленную на то, чтобы поставить под сомнение работу механиков, осуществлявших ремонт авиалайнера».

Тем временем все полеты «Конкордов» были запрещены. 12 самолетов стояли в Париже и Лондоне, еще один оказался в Нью-Йорке. Началось тщательное обследование технического состояния всех самолётов. Но кроме микротрещин, обязательных для любой металлоконструкции, ничего подозрительного обнаружить не удалось. Все 4 турбореактивных двигателя во всех самолётах оказались исправными, с запасом ресурса. В расследовании принимали участие специалисты Международной организации воздушных перевозчиков и американская федеральная авиационная администрация (FAA), но и они не обнаружили технических дефектов, и запрет на полеты «Конкордов» сняли. Первую после почти двухмесячного перерыва посадку «сверхзвуковика» приветствовали около сотни представителей авиакомпании.

Что послужило причиной гибели «сверхзвуковика»? По главной версии, при взлете лопнули шины и было повреждено шасси. Обломками металла пробило топливные баки, и пламя охватило двигатели. Устройство шасси у «Конкорда» имеет свои особенности. Во-первых, ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) лайнер снабжен высоким шасси, в результате ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли. Шасси трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных — 1,26 МПа. «Конкорд» снабжен тремя независимыми гидравлическими системами — двумя основными и одной аварийной.

Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы назвала виновником гибели «Конкорда» покрышку основного шасси самолета, развалившуюся во время разбега по ВПП перед самым отрывом от земли. Именно этот хлопок и был услышан экипажем; его зарегистрировали и бортовые самописцы. Кусок резины, армированный стальным кордом, пробил обшивку самолета и балансировочный топливный бак и горючее хлынуло на раскаленный, работающий на взлетном режиме двигатель. Какое-то время автоматическая противопожарная система справлялась с огнем, но пробоина была так велика, а поток горючего так силен, что вспыхнул и второй двигатель.

Последствия катастрофы

После катастрофы полёты оставшихся 12 в эксплуатации «Конкордов» были приостановлены до выяснения причин катастрофы рейса 4590.

Эта катастрофа наряду с событиями 11 сентября 2001 года стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских авиаперевозок, эксплуатация самолётов начала приносить убытки, поэтому в конце 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации и позже стали экспонатами авиамузеев.

Катастрофа в массовой культуре

  • Катастрофа рейса Air France-4590 показана в 1 сезоне американского документального телесериала "Секунды до катастрофы" в серии "Крушение «Конкорда»".
  • Катастрофа также показана в 14 сезоне канадского документального телесериала "Расследования авиакатастроф" в серии "Конкорд: Огненный взлёт".
  • Также она упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Катастрофа «Конкорда» под Парижем.

Аналогичные авиакатастрофы

Катастрофы сверзвуковых авиалайнеров

Разрушения шасси при взлёте, приведшие к катастрофе

Примечания

  1. «Конкорд». Взлет и падение(недоступная ссылка)
  2. ↑ Катастрофа «Конкорда»
  3. Первая катастрофа «Конкорда»
  4. Причина катастрофы «Конкорда» в Париже
  5. Оригинал на английском языке —
  6. Отрицательный ответ в адрес диспетчера, эквивалентный слову „неправильно“.

Ссылки

  • Английский перевод официального отчета о катастрофе  (англ.)
  • Катастрофа «Конкорда»
  • «Конкорды» улетают в прошлое
  • Запись бортового самописца  (англ.)
  • Первая катастрофа «Конкорда»
  • Виновником катастрофы «Конкорда» может оказаться американская авиакомпания
  • Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile
    • "Accident on 25 July 2000 at "La Patte d'oie" at Gonesse."
      • Final report (PDF, Archive, Copy hosted by AAIB)
    • "Accident survenu le 25 juillet 2000 au lieu-dit "La Patte d'oie" à Gonesse."
      • Preliminary report  (фр.) (PDF, Archive), published September 1, 2000.
      • Interim report  (фр.) (PDF, Archive), published December 15, 2000.
      • Interim report 2  (фр.) (PDF, Archive), published July 23, 2001.
      • Final report  (фр.) (PDF, Archive), published January 16, 2002 – the French version is the report of record.
  • PlaneCrashInfo.Com – Data Entry on Flight 4590
  • Описание катастрофы на Aviation Safety Network
  • The Observer – this article mentions other contributing factors
  • Disaster, CBS News
  • CVR transcript
  • All 109 Aboard Dead in Concorde Crash into Hotel Near Paris; 4 On Ground Dead – CNN

Катастрофа «Конкорда» под Парижем.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28