19-08-2023
Рейс 4590 Air France | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер |
Крушение после взлёта |
Причина |
Попадание постороннего предмета |
Место |
муниципалитет Гонесс, в 3 км от аэропорта им. Шарля де Голля, Париж, Франция |
Координаты |
48°59′08″ с. ш. 2°28′20″ в. д. / 48.98556° с. ш. 2.47222° в. д. (O) |
Погибшие |
113 (109 в самолёте + 4 на земле) |
Раненые |
12 (на земле) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета |
Международный аэропорт имени Шарля де Голля, Париж (Франция) |
Пункт назначения | |
Рейс |
AFR 4590 |
Бортовой номер |
F-BTSC |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
100 |
Экипаж |
9 |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа «Конкорда» под Парижем — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая 25 июля 2000 года в 3 км юго-западнее аэропорта им. Шарля де Голля[1]. Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aérospatiale-BAC Concorde 101 авиакомпании Air France, выполнявший чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк, рухнул на здание гостиницы в Парижском муниципалитете Гонесс. Погибли все находившиеся на борту 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также четыре человека на земле. Это первая и единственная катастрофа «Конкорда» за 27 лет эксплуатации.
Aérospatiale-BAC Concorde 101 (регистрационный номер F-BTSC, серийный 203[2]) был выпущен в 1975 году (первый полёт совершил 31 января). 6 января 1976 года был куплен авиакомпанией Air France. Оснащен четырьмя турбореактивными двигателями с форсажной камерой модели Rolls-Royce Olympus 593/610. Последний плановый ремонт прошёл 21 июля 2000 года, никаких неполадок обнаружено не было[3]. На день катастрофы авиалайнер совершил 4873 цикла "взлёт-посадка" и налетал 11989 часов[2].
Самолётом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким:
В кабине вместе с экипажем летел сервисный директор авиакомпании Air France, в салоне самолёта работали 5 бортпроводников.
Всего на борту самолёта находилось 109 человек — 9 членов экипажа и 100 пассажиров. Чартерный рейс был заказан немецкой компанией «Peter Deilmann Cruises». 96 из 100 пассажиров на борту были немцами, которые летели в Нью-Йорк, чтобы там сесть на круизный лайнер «Deutschland» для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Германия | 96 | 0 | 96 |
Франция | 0 | 9 | 9 |
Дания | 2 | 0 | 2 |
Австрия | 1 | 0 | 1 |
США | 1 | 0 | 1 |
Всего | 100 | 9 | 109 |
За несколько минут до взлета рейса AFR 4590 на взлётную полосу №26R аэропорта им. Шарля де Голля совершил посадку «Борт номер один» (Boeing 747 президента Франции Жака Ширака, вернувшегося из Японии с саммита «Большой восьмёрки»). В то время как Боинг выруливал на стоянку, с той же ВПП №26R совершал взлёт пассажирский авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30 американской авиакомпании Continental Airlines (борт N13067, рейс 055 Париж—Ньюарк). Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.
Через 4 минуты[2], в 16:42 CEST (14:42 UTC) «Конкорд» борт F-BTSC вырулил на взлётную полосу №26R. Во время разбега по ВПП на скорости примерно 280 км/ч[2] самолет наехал на металлический обломок от DC-10, вследствие чего покрышка правого первого колеса на левом шасси лопнула[4]. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку топлива из бака №5. Еще один фрагмент покрышки перерезал электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин тут же воспламенился от искры. Загоревшийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя №2 (на левом крыле ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель №1 «задохнулся» от горячих газов, не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
На командно-диспетчерском пункте аэропорта им. Шарля де Голля авиадиспетчер Жиль Ложлин (фр. Gilles Logelin) обнаружил возгорание «Конкорда», о чём тут же сообщил экипажу. Самолёт уже заканчивал разбег по ВПП, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт и подняли горящий авиалайнер в воздух. КВС принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель №1 (крайний на левом крыле) и самолёт начал крениться влево. Затем нос самолёта резко задрался вверх, «Конкорд» потерял управление и пластом рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Парижа Гонесс примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда», а также 4 человека, находившихся в отеле (2 поляка, 1 маврикиец и 1 алжирец). Ещё 12 человек на земле получили ранения.
Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут рейса 4590 (перевод на русский язык)[5]:
16:42:17 CEST. Конкорд на ВПП готовится к взлёту.
Авиадиспетчер: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю».
Второй пилот: «4590, взлёт с 26 правая» (звук переключателя).
Конкорд разгоняется по ВПП.
Авиадиспетчер: «Конкорд ноль… 4590, у вас воспламенение (неразборчиво) шлейф пламени позади вас».
<..>
Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго» (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).
Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит» (гонг).
Бортинженер: «Отключить второй двигатель».
КВС: «Возгорание двигателя» (звук переключателя, перестаёт звучать сигнализация).
Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости» (звук переключателя, гонг).
Авиадиспетчер: «Возгорание сильное, я не уверен, что это двигатель» (звук переключателя, похожий на включение противопожарной системы).
КВС: «Убрать шасси».
Горящий «Конкорд» взлетает в воздух.
Авиадиспетчер: «4590, за вами сильный шлейф пламени».
<…>
Авиадиспетчер: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку».
Бортинженер: «Шасси».
Второй пилот: «Нет» (звук двух переключателей).
КВС: «Шасси (неразборчиво), убираются».
Второй пилот: «Понял» (пожарная сигнализация, гонг, три сигнала переключателей).
Второй пилот: «Я пытаюсь (неразборчиво)».
Бортинженер: «Я нажимаю».
КВС: «(неразборчиво) вы выключили второй двигатель» (окончание звука сигнализации задымления).
Бортинженер: «Я выключил его».
<…>
Второй пилот: «Шасси не убрано» (звук пожарной сигнализации).
<…>
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда».
Авиадиспетчер: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВПП» (звук переключателя).
КВС: (неразборчиво).
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая».
Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже».
КВС: «Слишком поздно (неразборчиво)».
Авиадиспетчер: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении».
КВС: «Нет времени, нет (неразборчиво)».
Второй пилот: «Ошибка[6], следуем в Ле Бурже» (звук четырех переключателей).
Второй пилот: «Нет (неразборчиво)».
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?» (двойной сигнал гонга и звук переключателя).
КВС: (неразборчиво, звук физических усилий).
16:44 CEST. «Конкорд» падает на землю.
Сообщения о крушении «Конкорда» моментально появились в эфире и привели в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. Курс акций авиакомпаний Air France и British Airways на Парижской, Нью-Йоркской и Токийской фондовых биржах резко упал.
Первая реакция в Англии на катастрофу «Конкорда» — потрясение, неверие в случившееся и даже некое уязвленное чувство национального достоинства. «Самый надежный в мире», «идеал технического совершенства», «символ победы европейской конструкторской мысли над гегемонией американских «Боингов», — такие в свое время были комментарии о «Конкорде».
В день трагедии из-за технических неполадок был отменен ещё один полет «Конкорда» из Лондона в Нью-Йорк. Всех пассажиров пересадили на другой самолет.
Англичане в большинстве своем считают, что свою роль в катастрофе сыграл целый ряд факторов — от технических до человеческих. Эксперты напоминали, что за секунды до падения лайнер будто застыл в воздухе. Такое может случиться, если контроль над самолетом полностью потерян, а экипаж бездействует.
«Черные ящики» уцелели в пожаре; расшифровка переговоров добавила пищи для размышлений.
Рассматривая возможные причины катастрофы, специалисты сразу отвергли версию о теракте и выдвинули на первый план «техническую неисправность», точнее говоря, неполадки в одном из двигателей.
Серьезные подозрения вызывало качество срочного ремонта системы реверсной тяги. Сразу после катастрофы жандармы изъяли все журналы ремонтных работ. Обломки рейса 4590 доставили на военно-воздушную базу Дюни.
В печати появились сообщения, что виной всему — небрежность техников, заменявших деталь на втором двигателе «Конкорда». Эти предположения отчасти подтверждались заключением экспертов о наличии в двигателе «инородного тела» (им вполне могла стать забытая отвертка). В ответ Национальный профсоюз техников гражданской авиации выступил с заявлением, в котором осудил «кампанию, направленную на то, чтобы поставить под сомнение работу механиков, осуществлявших ремонт авиалайнера».
Тем временем все полеты «Конкордов» были запрещены. 12 самолетов стояли в Париже и Лондоне, еще один оказался в Нью-Йорке. Началось тщательное обследование технического состояния всех самолётов. Но кроме микротрещин, обязательных для любой металлоконструкции, ничего подозрительного обнаружить не удалось. Все 4 турбореактивных двигателя во всех самолётах оказались исправными, с запасом ресурса. В расследовании принимали участие специалисты Международной организации воздушных перевозчиков и американская федеральная авиационная администрация (FAA), но и они не обнаружили технических дефектов, и запрет на полеты «Конкордов» сняли. Первую после почти двухмесячного перерыва посадку «сверхзвуковика» приветствовали около сотни представителей авиакомпании.
Что послужило причиной гибели «сверхзвуковика»? По главной версии, при взлете лопнули шины и было повреждено шасси. Обломками металла пробило топливные баки, и пламя охватило двигатели. Устройство шасси у «Конкорда» имеет свои особенности. Во-первых, ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) лайнер снабжен высоким шасси, в результате ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли. Шасси трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных — 1,26 МПа. «Конкорд» снабжен тремя независимыми гидравлическими системами — двумя основными и одной аварийной.
Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы назвала виновником гибели «Конкорда» покрышку основного шасси самолета, развалившуюся во время разбега по ВПП перед самым отрывом от земли. Именно этот хлопок и был услышан экипажем; его зарегистрировали и бортовые самописцы. Кусок резины, армированный стальным кордом, пробил обшивку самолета и балансировочный топливный бак и горючее хлынуло на раскаленный, работающий на взлетном режиме двигатель. Какое-то время автоматическая противопожарная система справлялась с огнем, но пробоина была так велика, а поток горючего так силен, что вспыхнул и второй двигатель.
После катастрофы полёты оставшихся 12 в эксплуатации «Конкордов» были приостановлены до выяснения причин катастрофы рейса 4590.
Эта катастрофа наряду с событиями 11 сентября 2001 года стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских авиаперевозок, эксплуатация самолётов начала приносить убытки, поэтому в конце 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации и позже стали экспонатами авиамузеев.
|
Катастрофа «Конкорда» под Парижем.