16-04-2023
Рейс 261 Alaska Airlines | |
Мемориал рейсу 261 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
16:21 PST |
Характер |
LOC-I (потеря управления в полёте) |
Причина |
Повреждение винтового домкрата, отказ стабилизатора |
Место |
Тихий океан, вблизи острова Анакапа, Калифорния (США) |
Координаты |
34°03′ с. ш. 119°20′ з. д. / 34.0583° с. ш. 119.3467° з. д. (O)(O) |
Погибшие |
88 (все) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
AS 261 |
Бортовой номер |
N963AS |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
83 |
Экипаж |
5 |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа MD-83 близ Анакапы — авиационная катастрофа, произошедшая 31 января 2000 года. McDonnell Douglas MD-83 авиакомпании Alaska Airlines, совершавший плановый рейс AS 261 по маршруту Пуэрто-Вальярта—Сиэтл с промежуточной посадкой в Сан-Франциско разбился вблизи острова Анакапа (Калифорния) из-за отказа стабилизатора[1]. В катастрофе погибли 88 человек (83 пассажира и 5 членов экипажа).
McDonnell Douglas MD-83 (регистрационный номер N963AS, заводской 53077, серийный 1995) был выпущен в 1992 году (первый полёт совершил 11 апреля). 27 мая того же года был передан авиакомпании Alaska Airlines. Оснащён двумя двигателями Pratt & Whitney JT9D-219. На день катастрофы совершил 14315 циклов "взлёт-посадка" и налетал 26584 часа.
В салоне самолета работали трое бортпроводников.
Всего на борту находились 88 человек - 83 пассажира и 5 членов экипажа.
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
США | 81 | 5 | 86 |
Мексика | 1 | 0 | 1 |
Великобритания | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 83 | 5 | 88 |
Рейс AS 261 вылетел из Пуэрто-Вальярта в 14:30 PST и вскоре занял эшелон 310 (31000 футов). В 16:10 PST, находясь в районе Лос-Анджелеса, пилоты сообщили диспетчеру о неполадках, связанных со стабилизатором. Ни диспетчер, ни экипаж не могли понять причину отказа. В 16:17, находясь над океаном, самолёт резко вошел в пике, снизившись с 31000 футов до 23000-24000 футов. Пилотам удалось выровнять воздушное судно, после чего они приняли решение идти на вынужденную посадку в аэропорту Лос-Анджелеса. На снижении самолёт второй раз вошёл в пике. Пилоты попытались исправить положение, выполнив «полубочку» (перевернув самолёт шасси вверх). Однако авиалайнер продолжил пикировать в перевёрнутом положении и, не выходя из пике, врезался в воду около острова Анакапа у берегов Калифорнии. Все 88 человек погибли.
При помощи Военно-морского флота США со дна было поднято около 85 % обломков самолёта, в том числе хвостовая часть фюзеляжа, крыло и бортовой самописец.
Расследование пришло к выводу, что причиной авиакатастрофы стало недостаточное количество смазки в винтовой паре механизма, изменяющего угол установки стабилизатора. Последняя замена смазки перед катастрофой производилась в сентябре 1999 года. Недостаточное количество смазки, нанесённой на винт, привело к его износу, поломке и, как следствие, к уводу стабилизатора и потере управления.
Расследование также выяснило, что авиакомпания Alaska Airlines увеличила интервал между плановыми осмотрами своих авиалайнеров. Это существенно повысило вероятность того, что факт износа деталей останется незамеченным.
Катастрофа рейса 261 показана в первом сезоне документального сериала Расследования авиакатастроф (англ. Mayday) в эпизоде «Пике над океаном» (англ. Cutting Corners).
В фильме «Экипаж» (США, 2012, реж. Роберт Земекис) причиной аварии тоже послужила неисправность вала управления рулевым крылом, но капитан, выполнив «полубочку», смог произвести аварийную посадку самолёта.
|
Катастрофа MD-83 близ Анакапы.