02-07-2023
Катастрофа DC-6 под Ндолой | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Столкновение с землёй в контролируемом полете (предположительно)[1] |
Причина |
Точная причина не установлена |
Место |
15 км от аэропорта города Ндола |
Координаты |
12°58′31″ ю. ш. 28°31′22″ в. д. / 12.9754528° ю. ш. 28.5229111° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
16 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Пассажиры |
10 |
Экипаж |
6 |
Выживших |
0 |
Авиакатастрофа около Ндолы — тяжёлое авиационное происшествие (авиационная катастрофа) с самолётом Douglas DC-6B, принадлежащим Организации Объединённых Наций, на борту которого находились 6 членов экипажа и 10 пассажиров, включая Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда. В ночь с 17 на 18 сентября 1961 года (в начале первого часа ночи 18 сентября 1961 года) самолёт, летевший из Леопольдвилля (сейчас Киншаса) в Ндолу (сейчас — территория Замбии, столица провинции Коппербелт), потерпел катастрофу примерно в 15 км от аэропорта Ндолы. Погибли все 16 человек, находившиеся на борту[2]. Точные причины этой авиакатастрофы до сих пор не установлены.
В сентябре 1961 года кризис, связанный с Катангой, обострился, силы сепаратистов начали оказывать активное сопротивление войскам ООН, размещённым в этой провинции. По мнению Хаммаршёльда, для поиска выхода из сложившего кризиса следовало срочно организовать прямые переговоры между Сирилом Адулой, назначенным в августе главой конголезского правительства, и Моизом Чомбе, лидером сепаратистских сил провинции Катанги. Единственным способом обеспечить начало таких переговоров Хаммаршёльд считал свою личную встречу с Чомбе[1].
Вылет Генерального секретаря из Леопольдвилля был запланирован на вечер 17 сентября, а на 18 сентября — его встреча с лидером повстанцев Чомбе в городе Ндола (находившемся в тот период на территории Федерации Родезии и Ньясаленда, а сейчас — на территории Замбии). Примерно за час до вылета самолёта Хаммаршёльда из Леопольдвилля вылетел второй самолёт ООН. Он летел по короткому маршруту и благополучно приземлился в Ндоле в 22:35 17 сентября.
Самолёт Douglas DC-6B «Альбертина» вылетел из Леопольдвилля в 17 часов по местному времени[2] и взял курс на восток.
Личным пилотом Хаммаршёльда в тот период был известный лётчик, «пионер шведской авиации» Карл Густав фон Розен, однако в этот день он был болен и самолёт вылетел под управлением опытного шведского экипажа во главе с Пером Галлонвистом (Per Hallonquist). Из пассажиров, помимо Хаммаршёльда, на борту присутствовал консультант Хаммаршёльда американский (немецкий) историк Генрих Вишхофф , американский советник Владимир Фабри (Vladimir Fabry), секретарь возглавлявшего в тот период миссию ООН в Конго шведского дипломата Стуре Линнера канадка Алиса Леланд (Alice Lalande), а также личный помощник Хаммаршёльда американец Уильям Раналло (William Ranallo) и пятеро военных — трое из ONUC (два американца и француз) и двое из шведского батальона, размещённого в Леопольдвилле[2][3].
Долетев до озера Танганьика, самолёт некоторое время летел над ним, затем повернул на юг. В 23:35 пилот сообщил авиадиспетчеру аэродрома в Ндоле, что расчётное время прибытия — вскоре после полуночи. В 0:10 18 сентября пилот сообщил авиадиспетчеру, что видит огни аэропорта, затем связь прервалась. Обломки самолёта были найдены в 15 км от аэропорта. Судя по остановившимся часам, катастрофа произошла в 0:20 по местному времени 18 сентября (22:20 17 сентября по центральноевропейскому времени, используемому в Швеции)[1].
По официальной версии обломки самолёта были найдены только 16 часов спустя[1]. По неофициальным сведениям, местные жители уже в пять утра видели, что район падения самолёта был оцеплен военными[4][5].
Обгоревшие тела 14 человек были найдены среди обломков. Труп Хаммаршёльда с многочисленными повреждениями, в том числе с множественными переломами позвоночника был найден на некотором расстоянии от самолёта (этот факт был объяснён тем, что Хаммаршёльд не любил пользоваться ремнями безопасности)[1]. В стороне от обломков был найден и единственный оставшийся в живых после падения из находившихся на борту — сержант Гарри Джулиен из службы безопасности ООН; он находился в тяжёлом состоянии и скончался в больнице от полученных ран через пять дней, успев ответить на несколько вопросов, но так и не дав какой-либо информации, которая могла бы прояснить причины катастрофы.
Было проведено шесть официальных расследований. В ходе расследования выдвигались многочисленные версии, среди которых — технические неисправности, диверсия на борту (заложенная бомба), отсутствие топлива, усталость пилотов, самоубийство Хаммаршёльда, обстрел самолёта ООН тем единственным военным самолётом, который имелся у повстанцев Катанги, однако ни для одной из них не нашлось убедительных доказательств. В качестве наиболее вероятной причины была названа следующая: самолёт Хаммаршёльда заходил на посадку на слишком низкой высоте и задел деревья[1].
Помимо официальных расследований, было проведено несколько неофициальных. В частности, 17 августа 2011 года английская газета The Guardian рассказала о расследовании, которым последние три года занимается шведский сотрудник одной из гуманитарных организаций Йоран Бьёркдаль (швед. Göran Björkdahl). В частности, он нашёл нескольких местных жителей, которые были свидетелями авиакатастрофы, и взял у них показания. Самолет ООН, по словам некоторых из них, упал после того, как по нему открыл огонь другой самолёт меньшего размера. Ещё одной деталью в рассказах свидетелей, которая отличалась от официальных сведений, стала информация о том, что они пытались на рассвете (в 5—6 часов утра) пройти к месту падения самолёта, однако там, по их словам, уже были военные (по официальной информации первые военные прибыли на место крушения только во второй половине дня)[4][5].
Петер Валленстен, шведский исследователь жизни Дага Хаммаршёльда, в своей работе, выпущенной в 2005 году Шведским институтом в серии «Знаменитые шведы», писал, что тема, связанная с обстоятельствами гибели Генерального секретаря ООН, породила «непропорционально большую по объёму и спекулятивную по характеру литературу… но авторы этих сочинений так и не смогли выдвинуть достаточно убедительных объяснений причин роковой авиакатастрофы»[1].
Через десять дней после катастрофы останки Хаммаршёльда были доставлены в Швецию. Церемония прощания, проходившая в Кафедральном соборе Уппсалы, транслировалась по телевидению. 29 сентября[6] Даг Хаммаршёльд был похоронен в семейной могиле на старом кладбище Уппсалы[1][6].
В 1964 году Фонд Дага Хаммаршёльда сформировал специальный комитет, чтобы увековечить в Замбии память о погибшем Генеральном секретаре. В 10 км от Ндолы, на месте падения самолёта ООН, был создан Мемориальный комплекс . В его центре был установлен памятный знак, вокруг был разбит парк.
Внешние изображения | |
---|---|
Мемориал в Замбии на месте падения самолёта Хаммаршёльда
|
В 1970 году мемориал был объявлен в Замбии национальным памятником. С 1981 года на территории мемориала открыт музей, в котором, в частности, размещены некоторые предметы, связанные с авиакатастрофой. В 1997 году Замбия подала заявку в ЮНЕСКО на включение мемориала в Список всемирного наследия[7].
|
Катастрофа DC-6 под Ндолой.