02-08-2023
Рейс 3407 Colgan Air | |
DHC-8-402 Q400 компании Colgan Air в ливрее Continental Connection, идентичный разбившемуся |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
22:17 EST |
Характер |
Крушение при заходе на посадку |
Причина |
Ошибка пилотов |
Место |
Клэренс, в 10 км от аэропорта Ниагара, Буффало, США |
Координаты |
43°00′41″ с. ш. 78°38′20″ з. д. / 43.01139° с. ш. 78.63889° з. д. (O)(O) |
Погибшие |
51 (50 в самолёте + 1 на земле) |
Раненые |
4 (на земле) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Colgan Air (работала под маркой Continental Connection) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
CJC3407 |
Бортовой номер |
N200WQ |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
45 |
Экипаж |
5 |
Выживших |
0 |
Катастрофа DHC-8 под Буффало — авиационная катастрофа, произошедшая 12 февраля 2009 года. De Havilland Canada DHC-8-402 Q400 авиакомпании Colgan Air, выполнявший ежедневный регулярный рейс CJC3407 по маршруту Ньюарк—Буффало в рамках партнёрского соглашения с авиакомпанией Continental Airlines (под торговой маркой Continental Connection), упал на жилой дом в г. Клэренс (пригород Буффало). Погибло 50 человек.
De Havilland Canada DHC-8-402 Q400 (регистрационный номер N200WQ, серийный 4200) был выпущен в 2008 году. 16 апреля того же года был передан авиакомпании Colgan Air. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW150A. На день катастрофы совершил 1809 циклов "взлёт-посадка" и налетал 1819 часов[1].
В салоне самолёта работали две стюардессы: Матильда Куинтеро (с англ. Matilda Quintero) и Донна Приско (с англ. Donna Prisco).
На борту находился еще один пилот (КВС) авиакомпании Colgan Air — 28-летний Джозеф Джеймс Зуффолетто (с англ. Joseph James Zuffoletto), который летел этим рейсом в качестве пассажира[3][4].
Всего на борту самолета было 50 человек — 46 пассажиров и 4 члена экипажа.
Национальность | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
США | 42 | 4 | 46 |
Канада | 2 | 0 | 2 |
Китай | 1 | 0 | 1 |
Израиль | 1 | 0 | 1 |
Всего | 46 | 4 | 50 |
Рейс CJC3407 исчез с радара в 22:17 EST при заходе на посадку в аэропорту Буффало. В 22:16:28 на высоте 2280 футов (694 метра) самолёт резко задрал нос вверх, опрокинулся на левое крыло, затем резко накренился вправо и чуть не свалился в штопор, пилоты смогли его выровнять, но самолёт уже начал терять высоту. В 22:16:45 самолёт снова резко опрокинулся вправо и вошел в неуправляемое пике. Пилоты смогли вывести самолёт из пике, но было уже поздно. В 22:16:53 рейс 3407 рухнул на жилой дом в Клэренсе, пригороде Буффало, в 10 км от аэропорта. Погибли 50 человек: 46 пассажиров, 4 члена экипажа и 1 человек на земле. Кроме того, на земле пострадали ещё 4 человека, двое из них находились непосредственно в доме, в который врезался самолет. Односемейный жилой дом был полностью разрушен, а из-за возникшего пожара жители 12 близлежащих домов были эвакуированы.
По данным службы управления воздушным движением, пилоты не сообщали о каких-либо проблемах. После того, как диспетчер подхода передал самолет диспетчеру аэропорта, последний не смог с ним связаться. Во время посадки шёл небольшой снег с дождем, было туманно, скорость ветра составляла 7-8 метров в секунду.
Президент России Дмитрий Медведев в телефонном звонке Бараку Обаме выразил свои соболезнования по поводу катастрофы[5].
13 февраля 2009 года на место катастрофы отправились сотрудники Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB).
Первоначальный анализ данных речевого самописца и регистратора полетных данных показал, что самолет начал резко колебаться по крену и тангажу после выпуска шасси и посадочных закрылков. До этого момента полёт протекал нормально. Первоначально самолёт резко «задрал нос» — увеличил тангаж до 31°, затем «опустил нос» — уменьшил тангаж до -45°. При этом он первоначально накренился влево на 46°, затем резко вправо до крена 105°, после чего врезался в дом[6][7].
В декабре 2008 года NTSB выпустил предупреждение, рекомендующее пилотам пилотировать самолёты вручную в условиях сильного обледенения. При ручном пилотировании пилот в состоянии своевременно ощутить неблагоприятные изменения в поведении самолёта, связанные с нарастанием льда. Когда самолётом управляет автопилот, он парирует эти изменения до тех пор, пока может, а затем, отключившись, оставляет пилотов в неожиданно сложной ситуации. Расшифровка показала, что полёт проходил в условиях умеренного обледенения, противообледенительная система была включена практически сразу после взлёта и работала весь полёт, управление самолётом осуществлялось автопилотом. Катастрофическая ситуация развилась очень быстро — от нормального полёта до удара о землю прошло всего 26 секунд[8][9].
Также расшифровка показала срабатывание устройства, предупреждающего сваливание самолёта. Оно толкает штурвал вперёд, чтобы самолёт опустил нос, тем самым увеличивая его скорость, необходимую для стабильного поддержания самолета в воздухе. Но члены экипажа, зная о малой высоте полёта, могли скорректировать своими усилиями устройство антисваливания самолета, таким образом введя самолёт в сваливание или в штопор. Уильям Восс (с англ. William Voss), президент NTSB, сказал, что самолёт находился в режиме глубокого сваливания[10][11].
25 марта NTSB опубликовало новую информацию по расследованию. Было сказано, что обледенение самолёта, хотя и присутствовало, но сыграло минимальную роль в развитии ситуации. Основной причиной потери управления самолётом называют неадекватную реакцию экипажа на срабатывание сигнализации о приближающемся сваливании самолёта (механизм тряски штурвала). Вместо требуемой отдачи штурвала от себя, зафиксировано тянущее усилие в 11,3 кг. Это, собственно, и привело самолёт к выполнению восходящего манёвра, потере скорости, сваливанию и падению.
Анализ крови второго пилота не выявил следов алкоголя, а в крови командира экипажа нашли лекарство, регулирующее кровяное давление, разрешенное к применению.
Центр расследования фокусируется на анализе обучения членов экипажа по выходу из сваливания, и другие аспекты человеческого фактора[12].
11 мая 2009 года опубликована новая информация. Причиной падения самолёта названа неправильная реакция экипажа на срабатывание предупреждения о приближении к режиму сваливания (механизм тряски штурвала).
Стало известно, что командир экипажа неоднократно показывал плохие результаты при тренировках на авиатренажёре. А второй пилот была неопытным специалистом. За три минуты до развития катастрофической ситуации (согласно данным авиапереговоров) она говорила командиру, что никогда до этого не попадала в условия обледенения, и очень напугана. Реакция командира также похожа на испуг. Кроме этого, экипаж недостаточно отдохнул перед полётом[13].
Катастрофа рейса 3407 показана в 10-м сезоне канадского документального телесериала "Расследования авиакатастроф" в серии "Смертельно уставшие".
|
Катастрофа DHC-8 под Буффало.