21-05-2023
Рейс 811 United Airlines | |
Повреждения правого борта рейса 811 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер | |
Причина |
Разрушение части фюзеляжа (грузовая дверь), неисправность замкового механизма грузовой двери, повреждения двигателей №1 и №2 |
Место |
аэропорт Гонолулу (Гавайи, США) — аварийная посадка |
Координаты |
20°41′24″ с. ш. 158°40′34″ з. д. / 20.69° с. ш. 158.676° з. д. (O)(O) — место разрушения грузовой двери |
Погибшие |
9 |
Раненые |
38 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
UA811 |
Бортовой номер |
N4713U |
Дата выпуска |
20 октября 1970 года (первый полёт) |
Пассажиры |
337 |
Экипаж |
18 |
Выживших |
346 |
Изображения на Викискладе |
Происшествие с Boeing 747 над Гонолулу — авиапроисшествие, произошедшее 24 февраля 1989 года. В небе над Тихим океаном у Boeing 747—122 авиакомпании United Airlines, совершавшего рейс UA811 по маршруту Сан-Франциско—Сидней с промежуточными посадками в Лос-Анджелесе, Гонолулу и Окленде, произошло открытие и отделение грузовой двери. Вследствие взрывной декомпрессии погибли 9 человек, вылетевшие из салона вместе с креслами. Поврежденный самолет благополучно приземлился в международном аэропорту Гонолулу (Гавайские острова). Погибли 9 человек, ещё 38 получили ранения.
Boeing 747-122 (регистрационный номер N4713U, заводской 19875, серийный 089) был выпущен в 1970 году (первый полёт совершил 20 октября). Самолет стал 89-м выпущенным Boeing 747. 3 ноября того же года был передан авиакомпании United Airlines. Оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. На день аварии совершил 15027 циклов "взлет-посадка" и налетал 58814 часов.
В салоне самолёта работали 15 бортпроводников:
Рейс United Airlines-811 вылетел из Гонолулу в Окленд в 01:52 HST[1]. Во время набора высоты экипаж решил обойти грозовой фронт. Ожидая турбулентности, командир не стал выключать табло "пристегнуть ремни безопасности", что впоследствии спасло жизни многих пассажиров. После примерно 16 минут полёта на высоте между 6700-7000 метров в салоне бизнес-класса послышался металлический скрежет, а затем громкий стук. Полторы секунды спустя передняя грузовая дверь оторвалась от самолёта, оставив огромную дыру в фюзеляже. Внезапный перепад давления привёл к отрыву и исчезновению в образовавшемся отверстии одиннадцати кресел (места G8-12, H8-12 и 9F), что привело к гибели девяти человек (места G8 и G12 были незанятыми)[1]. Взрывная волна, вырвавшая грузовой люк, уничтожила аварийную систему подачи кислорода для пассажиров и экипажа, которая была расположена в районе грузовой двери[2]. Экипаж в спешном порядке выполнил разворот самолёта на 180° и вновь взял курс на Гонолулу.
Дверь и другие предметы, вылетавшие из самолёта, повредили правое крыло и двигатели №3 и №4, чем вызвали пожар в них. Экипаж был вынужден отключить сначала третий, а затем и четвёртый двигатели и продолжать лететь на двух оставшихся. Для достижения приемлемой посадочной массы был произведён сброс топлива.
Во время аварийной посадки в Гонолулу закрылки не смогли раскрыться полностью из-за повреждений, что привело к посадочной скорости 190-200 узлов (350-370 км/ч). Тем не менее экипаж сумел остановить самолёт до конца взлётно-посадочной полосы. После посадки все пассажиры были эвакуированы менее чем за 45 секунд[2]. Каждый из бортпроводников получил травмы различной степени тяжести (серьёзная - вывих плеча)[1].
Авария произошла из-за недостатков в конструкции грузовой двери. Дверь в Boeing 747-122 открывалась наружу, а не внутрь, следовательно, разница в давлении стремилась открыть дверь. Имевшиеся на двери алюминиевые замки оказались не в состоянии выдержать такую нагрузку. Недостатки в конструкции грузовых дверей самолётов были известны еще с 1970-х годов, когда произошло несколько подобных случаев с самолётами McDonnell Douglas DC-10 (рейсы American Airlines-096 и Turkish Airlines-981)[3][4]. Однако эти происшествия не были серьёзно приняты во внимание авиационной промышленностью.
Кевин и Сьюзен Кэмпбелл, родители погибшего в инциденте Ли Кэмпбелла, провели частное расследование случившегося. Расследование Кемпбеллов привело их к выводу, что в конструкции грузовой двери был испорчен замковый механизм[5].
Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) выпустил рекомендации всем авиакомпаниям мира заменить все замки грузовых дверей самолётов Boeing 747-100 на более прочные[6].
Экипаж (КВС Кронин, второй пилот Слэйдер и бортинженер Томас) был награждён за героизм[7]. Дэвид Кронин умер 7 октября 2010 года в возрасте 81 года.
Boeing 747-122 борт N4713U был успешно восстановлен и продолжал эксплуатироваться авиакомпанией United Airlines под другим бортовым номером - N4724U. 18 марта 1997 года был передан гамбийской авиакомпании Air Dabia (борт C5-FBS). В 2001 году самолёт был списан[8].
Авария рейса 811 United Airlines показана в первом сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» (англ. Mayday) в серии «Незапертая дверь в смерть» (англ. Unlocking Disaster).
Происшествия и инциденты в сериале Расследования авиакатастроф (список) | |
---|---|
1 сезон | Рейс 1420 American Airlines — Рейс 811 United Airlines — Рейс 236 Air Transat — Рейс 111 Swissair — Рейс 603 Aeroperú — Рейс 261 Alaska Airlines |
2 сезон | Рейс 5390 British Airways — Рейс 529 ASA — Рейс 8969 Air France — Столкновение над Боденским озером — Рейс 965 American Airlines — Рейс 052 Avianca |
3 сезон | Рейс 243 Aloha Airlines — Рейс OO-DLL DHL — Рейс 123 Japan Airlines — Рейс 705 FedEx — Рейс 655 Iran Air — Рейс 434 Philippine Airlines — Рейс 56C Bristow — Рейс 990 EgyptAir — Рейс 593 Аэрофлота — Рейс 961 Ethiopian Airlines |
4 сезон | Рейс 358 Air France — Рейс 009 British Airways — Рейс 797 Air Canada — Рейс 801 Korean Air — Рейс 585 United Airlines/ Рейс 427 USAir/ Рейс 517 Eastwind Airlines — Рейс 006 China Airlines — Столкновение над Серритосом — Рейс 021 United States Air Force — Рейс 604 Flash Airlines — Рейс 522 Helios Airways |
5 сезон | Рейс 182 Air India — Рейс 096 American Airlines/ Рейс 981 Turkish Airlines — Рейс 242 Southern Airways — Рейс 5481 Air Midwest — Рейс 191 Delta Air Lines — Рейс 143 Air Canada — Рейс 295 South African Airways — Рейс 401 Eastern Air Lines — Рейс 301 Birgenair — Столкновение над Мату-Гросу |
6 сезон | Специальные выпуски |
7 сезон | Рейс 103 Pan American — Рейс 394 Partnair — Рейс 611 China Airlines — Столкновение над Чархи Дадри — Катастрофа под Таншоннятом — Рейс 1153 Tuninter — Рейс 574 Adam Air — Рейс 4184 American Eagle Airlines |
8 сезон | Специальные выпуски |
9 сезон | Рейс 28M British Airtours — Рейс 296 Air France — Рейс 255 Northwest Airlines — Столкновение в аэропорту Лос-Анджелес — Рейс 007 Korean Air Lines — Рейс 148 Air Inter — Рейс 1363 Air Ontario/ Рейс 405 USAir — Рейс 101 Chalk's Ocean Airways |
10 сезон | Рейс 3597 Crossair — Рейс 038 British Airways — Рейс 751 Scandinavian Airlines System — Рейс 3407 Colgan Air — Рейс 1549 US Airways — Рейс 1951 Turkish Airlines |
11 сезон | Рейс 3054 TAM Airlines — Рейс 708 West Caribbean Airways — Рейс 1285 Arrow Air — Рейс 2574 Continental Express — Рейс 609 BEA — Рейс 085 Northwest Airlines — Рейс 8509 Korean Air Cargo — Столкновение над Сан-Диего — Рейс 2120 Nigeria Airways — Рейс 1771 PSA — Рейс 110 TACA — Столкновение в аэропорту Линате — Рейс 232 United Airlines |
12 сезон | Рейс 008 Reeve Aleutian Airways — Рейс 592 ValuJet Airlines — Рейс 006 Singapore Airlines — Рейс 185 SilkAir — Рейс 204 TANS Peru — Столкновение над Большим каньоном — Рейс 191 American Airlines — Рейс 9633 Як Сервис — Рейс 173 United Airlines — Катастрофа президентского Ту-154 — Рейс 409 Ethiopian Airlines — Рейс 518 Santa Bárbara Airlines — Рейс 447 Air France |
13 сезон | Рейс 587 American Airlines — Рейс 090 Air Florida — Рейс 548 BEA — Столкновение над горами Сан-Габриель — Рейс 498 Crossair — Инцидент с NOAA 42 — Рейс 870 Itavia — Рейс 888Т XL Airways Germany — Рейс 1121 Air Moorea — Рейс 032 Qantas |
14 сезон | Рейс 092 British Midland Airways — Рейс 004 Lauda Air — Рейс 254 Varig — Рейс 201 Copa Airlines — Рейс 014 FedEx/Рейс 080 FedEx — Гибель Джона Кеннеди-младшего — Рейс 4590 Air France — Катастрофа Learjet 45 в Мехико — Рейс 7100 Manx2 — Рейс 6560 First Air — Рейс 370 Malaysia Airlines |
15 сезон | Рейс 214 Asiana Airlines — Катастрофа самолёта ООН — Рейс 006 UPS Airlines |
Спец. серии | Столкновение на Тенерифе |
Происшествие с Boeing 747 над Гонолулу.