22-10-2023
Рейс 009 British Airways | |
Рейс 009 летит через облако вулканического пепла (компьютерная реконструкция) |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время | |
Характер | |
Причина |
Остановка всех двигателей из-за вулканического пепла |
Место |
вулкан Галунггунг, Западная Ява, Индонезия — место попадания в облако пепла, |
Координаты |
07°15′24″ ю. ш. 108°04′37″ в. д. / 7.25667° ю. ш. 108.07694° в. д. (O)(O) — место попадания в облако пепла |
Погибшие |
0 |
Раненые |
0 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути |
Международный аэропорт имени Чатрапати Шиваджи, Бомбей, Индия |
Пункт назначения | |
Рейс |
BA 009 |
Бортовой номер |
G-BDXH |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
248 |
Экипаж |
15 |
Выживших |
263 (все) |
Изображения на Викискладе |
Инцидент с Boeing 747 над Явой (известный также как Джакартский инцидент[1]) — авиапроисшествие, произошедшее 24 июня 1982 года. Boeing 747-236B авиакомпании British Airways, совершая рейс BA 009 (позывной — Speedbird 9) по маршруту Лондон—Бомбей—Мадрас—Куала-Лумпур—Перт—Мельбурн—Окленд, попал в облако вулканического пепла от внезапно извергшегося вулкана на горе Галунггунг, в результате чего у самолёта один за другим заглохли все четыре двигателя. Экипаж смог благополучно посадить самолет в аэропорту Халим Перданакусума в Джакарте. Происшествие обошлось без человеческих жертв.
Boeing 747-236B (регистрационный номер G-BDXH, заводской 21635, серийный 365, имя City of Edinburgh) был выпущен в 1979 году (первый полёт совершил 19 марта). 27 марта того же года был передан авиакомпании British Airways. Оснащен четырьмя двигателями Rolls-Royce RB211-524D4.
В салоне самолёта работали 12 бортпроводников.
Ночью 24 июня 1982 года рейс BA 009 на высоте около 11000 метров влетел в столб вулканического пепла, выброшенный вулканом Галунггунг на острове Ява. Ни экипаж, ни пассажиры не знали об этом, что повлияло на дальнейшие события.
Первые странности возникли после 20:40 WIT (13:40 UTC) над Индийским океаном, к югу от Явы, когда второй пилот и бортинженер заметили огни святого Эльма на ветровом стекле, как будто его обстреливали трассирующими пулями[1]. Вернувшийся в кабину КВС также мог наблюдать это явление. Обычно огни Святого Эльма можно наблюдать на носках крыльев во время грозы, однако погодный радар не показывал наличия грозового фронта. Несмотря на это, экипаж включил антиобледенители и сигнал «пристегните ремни».
В пассажирский салон начал проникать дым. Поначалу это списали на сигаретный дым, поскольку курение в самолётах в то время было разрешено. Однако дым становился плотнее, появился запах серы, и пассажиры забеспокоились. Бортпроводники начали искать источник дыма, но, обыскав весь самолёт, не обнаружили его.
Через иллюминаторы пассажиры могли видеть необычное стробоскопическое свечение, исходившее от двигателей[2]. Они также заметили длинные яркие хвосты пламени, вырывавшиеся из двигателей.
Приблизительно в 20:42 WIT (13:42 UTC) в двигателе №4 (правый крайний) появились признаки помпажа, а затем он остановился. Второй пилот и бортинженер немедленно отключили подачу топлива и привели систему пожаротушения в состояние готовности.
Меньше чем через минуту остановился двигатель №2 (левый ближний к фюзеляжу). Ещё до того, как экипаж успел прекратить подачу топлива к нему, почти одновременно остановились оставшиеся двигатели №1 и №3.
Лишённый тяги двигателей, экипаж мог полагаться только на аэродинамическое качество самолёта, которое у Boeing 747-200 составляет около 15:1, то есть на протяжении каждых 15 километров полёта самолёт теряет 1 километр высоты. Экипаж быстро подсчитал, что с высоты 11000 метров полёт будет продолжаться около 23 минут и составит около 167 км по протяжённости.[2] В 20:44 WIT (13:44 UTC) второй пилот передал диспетчеру сигнал Mayday, сообщив, что на его самолёте остановились все четыре двигателя. Однако диспетчер в Джакарте не понял сообщения и решил, что остановился только четвёртый двигатель. Вмешавшийся в переговоры пилот находившегося поблизости самолёта авиакомпании Garuda Indonesia смог передать диспетчеру правильную информацию. Несмотря на включение аварийного маяка, диспетчер в Джакарте не мог видеть самолёт на своём радаре.
Чтобы безопасно пересечь высокую горную гряду на южном побережье Явы, экипажу нужно было сделать это на высоте не менее 3500 м. Экипаж принял решение в случае невозможности сделать это развернуть самолёт и попытаться совершить аварийную посадку на воду в Индийском океане.
Всё это время второй пилот и бортинженер продолжали попытки запустить двигатели, несмотря на то, что самолёт находился на высоте, превышавшей максимально допустимую для такой операции (8500 м). Запустить двигатели не удавалось.
Несмотря на нехватку времени, КВС сделал объявление для пассажиров, которое они позднее описывали как «самое большое преуменьшение»:[2]
«Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас на борту возникла небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем всё возможное, чтобы их запустить. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства»[2]. |
Остановка двигателей привела к выключению системы наддува салона, и давление начало падать. В салоне из потолочных панелей выпали кислородные маски, однако в кабине пилотов маска второго пилота оказалась сломанной (от маски отделился шланг подачи кислорода). КВС немедленно принял решение снизиться до высоты, где можно было дышать без кислородной маски.
На высоте 4100 метров экипажу нужно было принять решение о дальнейших действиях — пытаться перелететь через горы или разворачиваться для аварийной посадки в океан. Несмотря на наличие рекомендаций, никто и никогда не предпринимал попытки посадить Boeing 747 на воду, ни до этого инцидента, ни после него. Отработать манёвр на симуляторе также не представляется возможным в связи с отсутствием его математической модели.
Непрекращающиеся попытки второго пилота и бортинженера запустить двигатели привели к неожиданному результату — двигатель №4 запустился. КВС использовал его тягу для уменьшения скорости снижения. Через некоторое время запустился двигатель №3, что позволило командиру начать набор высоты. Вскоре запустились и остальные два двигателя. Экипаж запросил и получил разрешение на набор высоты для преодоления горной гряды.
В этот момент на лобовом стекле снова появились огни Св. Эльма. Несмотря на уменьшение тяги, двигатель №2 снова остановился. Экипаж вернулся на эшелон 3700 м.
На посадке экипаж обнаружил, что лобовое стекло потеряло прозрачность. Как выяснилось позднее, полёт на крейсерской скорости через облако вулканического пепла не только повредил стекло, но и почти полностью снял краску с фюзеляжа.
Посадка по приборам была невозможна в связи с неисправностью системы автоматического привода на посадку в аэропорту Халим Перданакусума Джакарты. Экипаж мог смотреть вперёд только через два очень узких сектора лобового стекла. При этом второй пилот отслеживал удаление от полосы, а капитан следил за высотой. Посадочные огни самолёта не работали.
Руление также оказалось невозможным, поскольку огни ВПП создавали засветку ставшего непрозрачным лобового стекла.
После приземления двигатели были демонтированы и отправлены в Великобританию. При обследовании выяснилось, что все они были повреждены абразивными материалами, которые представляли собой частицы вулканического пепла.
Этот инцидент привёл к тому, что информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться авиационным службам.
Происшествие с рейсом British Airways-009 показано в 4 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии «Все двигатели отказали!»
|
Происшествия и инциденты в сериале Расследования авиакатастроф (список) | |
---|---|
1 сезон | Рейс 1420 American Airlines — Рейс 811 United Airlines — Рейс 236 Air Transat — Рейс 111 Swissair — Рейс 603 Aeroperú — Рейс 261 Alaska Airlines |
2 сезон | Рейс 5390 British Airways — Рейс 529 ASA — Рейс 8969 Air France — Столкновение над Боденским озером — Рейс 965 American Airlines — Рейс 052 Avianca |
3 сезон | Рейс 243 Aloha Airlines — Рейс OO-DLL DHL — Рейс 123 Japan Airlines — Рейс 705 FedEx — Рейс 655 Iran Air — Рейс 434 Philippine Airlines — Рейс 56C Bristow — Рейс 990 EgyptAir — Рейс 593 Аэрофлота — Рейс 961 Ethiopian Airlines |
4 сезон | Рейс 358 Air France — Рейс 009 British Airways — Рейс 797 Air Canada — Рейс 801 Korean Air — Рейс 585 United Airlines/ Рейс 427 USAir/ Рейс 517 Eastwind Airlines — Рейс 006 China Airlines — Столкновение над Серритосом — Рейс 021 United States Air Force — Рейс 604 Flash Airlines — Рейс 522 Helios Airways |
5 сезон | Рейс 182 Air India — Рейс 096 American Airlines/ Рейс 981 Turkish Airlines — Рейс 242 Southern Airways — Рейс 5481 Air Midwest — Рейс 191 Delta Air Lines — Рейс 143 Air Canada — Рейс 295 South African Airways — Рейс 401 Eastern Air Lines — Рейс 301 Birgenair — Столкновение над Мату-Гросу |
6 сезон | Специальные выпуски |
7 сезон | Рейс 103 Pan American — Рейс 394 Partnair — Рейс 611 China Airlines — Столкновение над Чархи Дадри — Катастрофа под Таншоннятом — Рейс 1153 Tuninter — Рейс 574 Adam Air — Рейс 4184 American Eagle Airlines |
8 сезон | Специальные выпуски |
9 сезон | Рейс 28M British Airtours — Рейс 296 Air France — Рейс 255 Northwest Airlines — Столкновение в аэропорту Лос-Анджелес — Рейс 007 Korean Air Lines — Рейс 148 Air Inter — Рейс 1363 Air Ontario/ Рейс 405 USAir — Рейс 101 Chalk's Ocean Airways |
10 сезон | Рейс 3597 Crossair — Рейс 038 British Airways — Рейс 751 Scandinavian Airlines System — Рейс 3407 Colgan Air — Рейс 1549 US Airways — Рейс 1951 Turkish Airlines |
11 сезон | Рейс 3054 TAM Airlines — Рейс 708 West Caribbean Airways — Рейс 1285 Arrow Air — Рейс 2574 Continental Express — Рейс 609 BEA — Рейс 085 Northwest Airlines — Рейс 8509 Korean Air Cargo — Столкновение над Сан-Диего — Рейс 2120 Nigeria Airways — Рейс 1771 PSA — Рейс 110 TACA — Столкновение в аэропорту Линате — Рейс 232 United Airlines |
12 сезон | Рейс 008 Reeve Aleutian Airways — Рейс 592 ValuJet Airlines — Рейс 006 Singapore Airlines — Рейс 185 SilkAir — Рейс 204 TANS Peru — Столкновение над Большим каньоном — Рейс 191 American Airlines — Рейс 9633 Як Сервис — Рейс 173 United Airlines — Катастрофа президентского Ту-154 — Рейс 409 Ethiopian Airlines — Рейс 518 Santa Bárbara Airlines — Рейс 447 Air France |
13 сезон | Рейс 587 American Airlines — Рейс 090 Air Florida — Рейс 548 BEA — Столкновение над горами Сан-Габриель — Рейс 498 Crossair — Инцидент с NOAA 42 — Рейс 870 Itavia — Рейс 888Т XL Airways Germany — Рейс 1121 Air Moorea — Рейс 032 Qantas |
14 сезон | Рейс 092 British Midland Airways — Рейс 004 Lauda Air — Рейс 254 Varig — Рейс 201 Copa Airlines — Рейс 014 FedEx/Рейс 080 FedEx — Гибель Джона Кеннеди-младшего — Рейс 4590 Air France — Катастрофа Learjet 45 в Мехико — Рейс 7100 Manx2 — Рейс 6560 First Air — Рейс 370 Malaysia Airlines |
15 сезон | Рейс 214 Asiana Airlines — Катастрофа самолёта ООН — Рейс 006 UPS Airlines |
Спец. серии | Столкновение на Тенерифе |
Инцидент с Boeing 747 над Явой.